Розница рознице рознь

Отечественная торговля будет искать дружбы с банками

Отечественная торговля будет искать дружбы с банками 

До потребительского бума, в прямом смысле этого слова, Беларуси еще далеко, но население давно уже почувствовало в себе силы и непреодолимое желание совершать шопинг. Тележка для покупок из обычного бытового приспособления незаметно трансформируется в символ эпохи. Это и неудивительно: покупательная способность повышается, растет спрос и, как следствие, увеличиваются объемы продаж. Так что белорусской розничной торговле грешно жаловаться на жизнь: по итогам прошлого года темпы прироста товарооборота увеличились на 115,3 %. Тем не менее сегодня в отрасли происходит немало событий, которые в ближайшее время могут кардинально изменить лицо белорусской торговли. 

Торг  уместен 

Розница традиционно считается двигателем экономического роста страны. А в качестве его «смазки» выступает психологическая готовность граждан расставаться со своими деньгами. По оценкам Министерства торговли, на покупку товаров и оплату услуг каждая белорусская семья в среднем израсходовала в прошлом году 66 % своих доходов. 

Министерство статистики и анализа Беларуси подсчитало, что розничный товарооборот через все каналы реализации в 2007 году увеличился на 15,3 % по сравнению с 2006 годом и составил 38,3 трлн. рублей. При этом на 66 % он формировался торговыми организациями, на 34 % — индивидуальными предпринимателями, торгующими в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и т.д. Всего же по итогам прошлого года населению продано продовольственных товаров на 19,6 трлн. рублей, непродовольственных товаров — на 18,7 трлн. рублей, что составляет соответственно 111,4 % и 119,6 % к уровню 2006 года. Инвестиции в основной капитал возросли в 1,7 раза при запланированных темпах 148 %. 

В 2006 году перед Минторгом была поставлена задача обеспечить в розничном товарообороте не менее 70 % товаров отечественного производства. Задание выполнили, но дисбаланс пока налицо. Глава Министерства торговли Александр Иванков сетует: «Сегодня у нас не хватает в розничном товарообороте товаров местных производителей — мы выпускаем намного меньше, чем продаем. Приходится компенсировать за счет импорта». 

При этом в Минторге отмечают: внутренний рынок Беларуси сегодня обеспечен продуктами питания в достаточном объеме. Но исследование структуры импорта показало, что немалая часть ввозимых товаров у нас либо не производится, либо производится в недостаточных количествах и относится к товарам так называемого критического импорта. Среди них — растительное масло, мороженая рыба, рис, цитрусовые, бахчевые и, что самое забавное, обувь. По последнему пункту статистику Минторгу портит отечественный легпром, который производит всего лишь 9 млн. пар обуви в год против необходимых 25 млн. 

Даже недавняя забастовка польских таможенников не отразилась пагубно на ввозе продуктов питания в республику. Неделя простоя на границе ударила по карману перевозчиков и экспедиторов, а вот сегмент розницы еще не менее месяца мог бы сидеть на складских запасах. Нормативные остатки товаров позволяют ее предприятиям без «подвоза» работать в течение 40 суток, а по непродовольственным товарам и того больше — 96 суток. 

Мало  не  покажется 

Традиционно белорусская торговля дает стране 10—11 % ВВП. В этом году планка для отрасли поднята на новый уровень – заданием главы государства перед Минторгом поставлена задача довести этот показатель до 13 %. Сегодня в министерстве признают, что сделать это будет непросто. По прогнозам, темпы роста доходов населения в этом году составят 8,5 %,  а темпы товарооборота — 13 %. «Для выполнения задания нам необходимо дополнительно вовлечь в оборот 400—450 млрд. рублей, — поясняет Александр Иванков. — Но для этого придется искать новые возможности». Своими силами торговле с этим справиться действительно вряд ли будет под  силу. По оценкам Александра Иванкова, сегодня 46 % предприятий отрасли, или каждое второе, закредитованы и не имеют собственных оборотных средств. 

Среди возможных источников решения проблемы увеличения товарооборота министр назвал вклады населения, использование пластиковых карточек и банковских кредитов. Причем в большей степени в качестве вероятного «пособника» в выполнении показателя для Минторга выступают именно последние — потребительские кредитные программы в белорусских банках вполне могли бы обеспечить необходимые вливания в розничный товарооборот. Однако, по всей видимости, этот сегмент еще предстоит «раскачать». Несмотря на то, что по итогам прошлого года задолженность физических лиц перед банками в сегменте потребительского кредитования возросла почти в 1,5 раза, до настоящей массовости этим продуктам еще далеко. Немалый процент, дополнительные сборы по кредиту и скептицизм в отношении подобного решения финансовых вопросов пока сдерживают благородные порывы большинства граждан. Торговым организациям приходится активно доказывать потенциальным клиентам, что «жизнь взаймы» — не только не зазорна, но в чем-то еще и очень выгодна. Это сложно, ведь граждане неплохо осведомлены, что в кредитных программах банк получает хорошо оплачиваемую работу (открытие, ведение и закрытие счета), продавец закрывает свои траты и получает заложенную в товаре прибыль и лишь покупатель платит за все. Единственная выгода — полученный сразу товар. 

Кстати, в отношении потребительского кредитования мнения торгового и финансового секторов оказались несколько полярными. Для торговли наиболее прибыльной видится торговля товарами в рассрочку. А вот банкиры уверяют, что экспресс-кредиты, а также нецелевые кредиты, выдаваемые наличностью, являются более выгодными для них. Хотя в этом отношении банки, скорее всего, лукавят. Усомниться в этом дают показатели роста розничных подразделений банков в крупных торговых центрах и сетевых магазинах, главная суть которых — максимально укоротить путь покупателя от прилавка к кредитору. 

Есть и еще один нюанс эксплуатации потребительских кредитов в «торговых целях». Как свидетельствуют финансисты, кредиты не увеличивают покупательский спрос в долгосрочной перспективе, а только приближают его по времени. Ведь любые заемные средства — это не подарок Деда Мороза, эти деньги рано или поздно необходимо возвращать. Если рассматривать кредиты на потребительские нужды,  то на 1—2 года. Поэтому резкий бум кредитования способствует увеличению товарооборота. Но через некоторое время, когда население начнет возвращать заемные средства, покупательская активность может снизиться. 

От  маленького к  большому 

Еще один путь для роста товарооборота – увеличение торговых площадей. В 2007 году за счет нового строительства  и  реконструкции было открыто 1279 торговых объектов общей площадью 67 тыс. кв. м. Единственной программой, которую Минторг «успешно» провалил, стало развитие гипермаркетной торговли. К 2008 году только в белорусской столице планировалось ввести в строй около 8 гигантов, однако начали свою работу только половина из них. «Мы работаем с этими организациями, там есть проблемы, но все решаемо», — указал министр. 

Правда, после появления новых гипермаркетов торговля все равно может столкнуться с проблемой роста товарооборота. Если до недавнего времени гиперы в основном ощущали конкуренцию со стороны мелкоформатной торговли, то вскоре они наконец-то начнут конкурировать между собой. Это значит, что розничные цены, которые до недавнего времени в гипермаркетах практически не отличались от цен других форматов торговли, могут опуститься вниз. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter