Меценатство опять входит в моду

Рожденные созидать

Он обратился ко мне на Фейсбуке: «Кажется, вы знакомы с Дмитрием Брониславовичем Смольским. Не могли бы вы передать ему несколько фотографий? Пусть это будет мой подарок к его юбилею».

Аудитория имени Владимира Мулявина.
Фото ЮриЯ Иванова.

Так я познакомилась с удивительным человеком — Юрием Сергеевичем Ивановым. Легендарный фотограф и журналист, работавший в начале 1960–х годов в нашей газете, а с 1965 года в агентстве печати «Новости» (АПН), он и не думает уходить на покой. Да что там — многие молодые позавидуют его энергии и энтузиазму.

Несколько лет назад ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств профессор Юрий Павлович Бондарь пригласил его на должность специалиста по связям с общественностью. И что же? Юрий Сергеевич собрал своих друзей (а друзья у него сплошь люди именитые и влиятельные) и создал небывалую в наших краях организацию — Совет по общественным связям. По крайней мере, в белорусских вузах ничего подобного раньше не было.

Совет трудится исключительно на общественных началах.

Чем занимаются? Организуют замечательные мастер–классы и встречи с выдающимися профессионалами. Только за последний год перед студентами выступили такие известные персоны, как драматург Алексей Дударев, кинорежиссер Вячеслав Никифоров, композитор Эдуард Ханок, дирижер Виктор Бабарикин. И все это совершенно бесплатно для вуза.

Мало того — члены совета своими силами оборудовали аудиторию имени Владимира Мулявина. В основе ее убранства — замечательные выставочные фотографии Юрия Иванова, автор проекта Анатолий Шабалин (создатель «Минск–Арены»). Здесь проходят самые разные занятия. Таким образом, студенты всех специальностей, в том числе и иностранные, приобщаются к вершинным достижениям белорусской культуры, воспитывают свой вкус и приучаются работать в эстетичной среде. На очереди проект университетского музея, который разрабатывает выдающийся архитектор Виктор Крамаренко.

Все новое — это хорошо забытое старое. До революции в Минске и других белорусских городах успешно действовали попечительские советы, исключительно много сделавшие для отечественного образования и культуры. В частности, попечительский совет во главе с директором Минского коммерческого банка Афанасием Леонтьевичем Венгеровым (отец пианистки Изабеллы Венгеровой) обеспечивал всю музыкально–театральную жизнь Минска. Царское правительство никаких средств на это не давало.

И сейчас в мире музыкальное и оперное искусство развивается в значительной степени усилиями попечителей и меценатов. Взять хотя бы «Опералию» Пласидо Доминго — крупнейший конкурс оперных певцов, который в этом году проходил в Астане. Вот где настоящая фабрика звезд!

Подобный успех не был бы возможен, если б не швейцарская часовая фирма, которая вот уже 25 лет обеспечивает существование конкурса, оплачивая его громадные организационные расходы. Ежегодно не менее 1.000 претендентов присылают видеозаписи, из которых отбирают 40 — 45 лучших. Им предоставляется бесплатный проезд и проживание, чтобы в конкурсе могли участвовать все, независимо от уровня доходов. Та же фирма финансирует рекордный призовой фонд.

Но главная изюминка конкурса — жюри, состоящее сплошь из директоров крупнейших оперных театров мира. Уж они–то знают, какие певцы понравятся публике, и предложат им вожделенный ангажемент. Или как минимум пригласят в академию молодых певцов, где будущие звезды окончательно дозреют до уровня «Ковент–Гарден» и «Метрополитен–Опера».

В результате мы сейчас имеем оперу, которую можно не только слушать, но и смотреть. Мир захлестывает мода на оперный туризм, который опять–таки начинался с общественной инициативы, с поездок вскладчину. Первые ростки этой моды уже наблюдаются и у нас. И все это благодаря энергии и энтузиазму людей, которые ни у кого ничего не просят, а сами творят новую реальность — для себя, для нас, для будущих поколений.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter