Архитектура меняет время и пространство

Рост в квадрате

Строительство — локомотив экономики. Фраза затертая, но верная. Новые здания не терпят пустоты и заполняются различными товарами: мебелью, бытовой техникой и многим другим. То есть появляется работа у огромного количества предприятий. Но квадратные метры — это еще и грандиозный социальный проект. 

Доступное жилье — один из существенных демографических факторов. Государство помогает с модернизацией производств, выходом на зарубежные рынки, определяет жилищную политику. И результат заметен каждому: растут дома, справляются новоселья. По обилию высотных кранов наши города похожи на одну большую новостройку. 

Цементирующий фактор



Возрождение строительной отрасли началось уже с середины 90-х годов прошлого века. Прежде всего ее нужно было обеспечить цементом. Тогда нередко строительные компании вынуждены были простаивать в ожидании этого необходимого материала. Поэтому в первую очередь и было решено нарастить его объемы: с 1 миллиона 200 тысяч тонн в 1995 году до 6 миллионов в 2014 году. В 1996 году заработал Белорусский цементный завод, позже были запущены две новые мощные печи в Красносельске. Сейчас мы не только полностью обеспечиваем себя этим “связующим элементом”, но и поставляем его на экспорт. А недавно министр архитектуры и строительства Анатолий Черный отметил, что если бы мы вовремя не начали модернизацию производства, не уменьшили бы себестоимость, то вовсе потеряли бы цементную отрасль.

Быть на высоте



“Недавно наша семья — я, муж и трое детей — получила трехкомнатную квартиру, — рассказывает многодетная мама Анна Ростоцкая. — Строились с использованием льготного кредита (на 40 лет под один процент). Обустроились. Все довольны. Выплаты вполне щадящие”.

За 20 лет жилых домов стало больше почти на 50 миллионов квадратных метров. Если в 1995 году было построено чуть более миллиона, то с начала двухтысячных годов уже ежегодно возводится более трех миллионов квадратных метров, а с середины десятилетия — более пяти. Удельный вес строительства в структуре ВВП за 2009 год возрос почти до 11 процентов (в 2005-м он составлял всего 7 процентов).

Научились мы и тянуть ввысь небоскребы. Но были и другие времена. Директора проектных институтов рассказывали, что раньше при посещении зарубежных компаний их не пускали на верхние этажи, дабы гости не позаимствовали секретные технологии. Теперь все иначе. 

Жилые кварталы и заводы возвели наши специалисты в Венесуэле. Большой проект реализуется в Туркменистане. Ведутся переговоры с эквадорцами. В России наших прорабов, проектировщиков, каменщиков, плиточников можно встретить более чем с сорока регионах. Этим летом мы начали возводить шесть домов в Калужской области. Также ведутся работы на Псковщине, разрастается квартал из 13 домов на Смоленщине. 

Алмаз с начинкой



Безусловная архитектурная гордость — Национальная библиотека. Изначально наши строители сомневались, что им под силу такой нетипичный и необычный объект. Многое пришлось учиться делать с нуля. Ученые так беспокоились за прочность и устойчивость этого здания, что вывели столько математических формул по строительству, что ими можно было бы обклеить весь кристалл. Кстати, наша библиотека попала в различные архитектурные сборники, престижные европейские рейтинги. Ее признали одной из самых интересных и оригинальных в мире. 

Двери в город



Всего одна ночь понадобилась архитектору Виктору Крамаренко, чтобы придумать и нарисовать новый минский железнодорожный вокзал. Его открыли в декабре 2000 года. Он привлекает взгляд своим идеальным симметричным исполнением, удобством, отделкой и нестандартными художественными интерьерами. Вокзал получился очень удобным: просторные залы ожидания, камеры хранения, мастерские соседствуют с точками общепита и сувенирными магазинчиками. Удачно были реконструированы Витебский, Брестский и другие вокзалы. Основательно преобразился и Национальный аэропорт “Минск”.

Горячий лед



Наша страна стала спортивной во многом благодаря строительству. Один из крупнейших и высокотехнологичных комплексов — “Минск-Арена”, который открылся в 2010 году. В него входит арена на 15 тысяч мест, один из лучших в Европе велодром, конькобежный стадион (первая в нашей стране крытая конькобежная площадка) и многоуровневая стоянка. Тут могут проводиться состязания в более чем 25 видах спорта. А под куполом висит самый тяжелый в Европе — 18 тонн — восьмигранный “медиакуб” с плазменными экранами. Также построены “Чижовка-Арена”, Футбольный манеж, “Борисов-Арена”, похожий на летающую тарелку Ледовый дворец в Бобруйске, в Орше и других городах, центр “Фристайл” и еще много прекрасных объектов. Беларусь все чаще становится местом проведения мировых чемпионатов. 

Без пробок и светофоров



С середины 90-х годов прошлого века минское метро стало постепенно “отращивать” свои подземные ветки. В 1990 году открылась вторая линия — от станции “Фрунзенская” до “Тракторного завода”. 1996-й год. Решено протянуть подземку в самые отдаленные, так называемые спальные районы на западе Минска. Появились три станции: “Спортивная”, “Кунцевщина” и “Каменная Горка”...

Сейчас уже началась прокладка третьей линии. Идут работы на первых станциях — “Вокзальная”, “Ковальская слобода”, “Юбилейная площадь”, “Площадь Богушевича”. На них планируется установить защитные экраны, предотвращающие падение пассажиров на пути. Поезда из пяти вагонов смогут двигаться самостоятельно (машинисты их будут только контролировать). 

Торговля подземелья



Излюбленным местом для минчан и гостей стала площадь Независимости со своими тремя “фонтанными” аистами, а в особенности то, что под ней — подземный город “Столица”. Так глубоко — на целых четыре этажа — пришлось копать впервые. Земли из котлована хватило бы на целый Курган Славы! Зато теперь в подземном городе с его бесконечными бутиками, кафешками, магазинчиками и лотками можно затеряться на полдня. Туда любят приходить на фотосессии молодожены. В отличие от подобных объектов в Москве и Киеве у нас соединились в едином комплексе торговля, паркинг и общепит. К тому же место это еще и культурное. Часто универсальный зрелищный зал, расположенный на перекресте самой “нижней улицы”, радует приятной музыкой. Там проводятся презентации, концерты. 

Память о войне 



Знаковый для всей страны объект — новый Музей Великой Отечественной войны. Это 11 огромных залов и более 8 тысяч экспонатов, среди которых боевые машины, самолеты и даже грузовой вагон немецкого эшелона. Имеются большие коллекции самодельного партизанского оружия, военной графики и живописи. Некоторые залы оснащены современными интерактивными программами для создания большей реалистичности. 

dev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter