Внутренний туризм – 2023: поедем по новым адресам

Рост без заграниц

По новым адресам: внутреннему туризму в Беларуси прогнозируют дальнейшее увеличение популярности

Три последних года стали ключевыми для перезагрузки в Беларуси внутреннего туризма на современном этапе. Во-первых, соответствующая задача перед отраслью была поставлена на высшем государственном уровне: негоже, когда путешествия и отдых в родной стране не получают должного развития. А во-вторых, не было бы счастья, да несчастье помогло: сперва пандемия коронавируса, а затем и изменение международной ситуации, включая санкционное давление на Беларусь, поменяли туристические приоритеты. Сделано немало, но наступивший сезон может придать новый импульс развитию внутреннего туризма.

Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО:

— Министерству спорта и туризма надо максимально использовать имеющийся туристический потенциал нашей страны. Да, все знают Беловежскую пущу, Брестскую крепость, соборы и музеи Полоцка. А как же Лидский и Коссовский замки, великолепная архитектура Пинска и многое другое? Эти объекты тоже должны стать частью туристического бизнеса.

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 19 апреля 2020 года.

Дома спокойнее

Кошмарный для туристической отрасли коронавирусный 2020 год до сих пор трудно забыть: количество гостей из-за рубежа в нашу страну по сравнению с допандемийным 2019‑м сократилось в 3 раза, количество зарубежных поездок белорусов — в 3,3 раза. Гостиницы приняли в 2 раза меньше постояльцев.

Ситуацию отчасти спасли санатории, сумевшие быстро наладить контрмеры против COVID-19 (количество посетителей уменьшилось лишь на 27,7 процента), и агроусадьбы (посетителей стало меньше на 16 процентов).


Перераспределение туристических потоков позволило отдельным сегментам внутреннего туризма оперативно выйти из состояния шока. А заодно прозреть: оказывается, соотечественники весьма платежеспособны и готовы оставлять деньги внутри страны — разумеется, при достойном уровне оказываемых услуг.
На следующий год выяснилось, что в белорусском турбизнесе произошел отсев слабейших: турорганизаций стало меньше, зато число организованных туристов и экскурсантов почти удвоилось. Правда, путешественники пока нащупывали возможность отдыхать без заезда к теплым морям и на экзотические пляжи: 1187,9 тысячи организованных отдыхающих воспользовались однодневными турами по стране. При этом за границу в 2021‑м организованно выехали 478,8 тысячи белорусов.
В прошлом году в рамках организованного туризма в пределах Беларуси путешествовало уже более 1,5 миллиона человек.
— Это почти на 200 тысяч больше, чем в рекордном 2019 году, — прокомментировал заместитель министра спорта и туризма Олег Андрейчик. Видим, что популярность внутреннего туризма растет, начиная от корпоративного отдыха и заканчивая детским и семейным.

Агротуризм на перепутье

Объекты агроэкотуризма, которых в Беларуси к началу пандемии насчитывалось более 3 тысяч, в большинстве своем устояли под напором пандемии. Однако нынешний год для хозяев многих усадеб не самый простой: после прошлогодних изменений в законодательстве идет перестройка работы согласно новым реалиям. Напомним, что в соответствии с Указом Главы государства № 351 от 4 октября 2022 года планируется исключить возможность работы гостиничного или ресторанного бизнеса под видом агроэкоусадеб. Субъекты агроэкотуризма обязаны, в частности, вести личное подсобное хозяйство либо производить или перерабатывать сельхозпродукцию, а также оказывать не менее двух видов профильных услуг. Кроме того, с января действуют специальные санитарно-эпидемиологические нормы для агроэкоусадеб.

До 1 июля все существующие агроусадьбы должны пройти перерегистрацию и получить разрешение в местном исполкоме. Сколько их останется, пока неясно.
— Сейчас у нас в стране по-прежнему немногим более 3 тысяч агроусадеб. В прошлом году на объектах агротуризма отдохнули почти полмиллиона человек — это уровень допандемийного 2019‑го. Думаю, что в этом году цифра не уменьшится, — прогнозирует Олег Андрейчик. — К тому же в нынешнем году в стране активно продвигается календарь событийных мероприятий, которые проводятся в том числе и на селе.

В свою очередь директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирина Воронович на днях в YouTube-проекте БЕЛТА «По факту: решения Первого» обратила внимание на то, что среди посетителей таких агроусадеб стало больше наших граждан.

— Потому что агроэкотуризм — это альтернатива выезду за рубеж. Люди находят себя в этом отдыхе, — подчеркнула она.

Болейте на здоровье

Особенно горячим с точки зрения внутреннего и въездного туризма обещает стать конец лета.
С 4 по 14 августа в нашей стране пройдут II Игры стран СНГ. Церемонии открытия и закрытия спортивного форума примет «Минск-Арена». Помимо столицы соревнования пройдут в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Борисове, Солигорске, Орше, Молодечно и Жлобине. Ожидается участие около 5 тысяч спортсменов и солидный наплыв болельщиков.
— Мы хотим сделать это событие не только спортивным, но и туристическим, — говорит Олег Андрейчик. — Уже сейчас рекламируются туристические пакеты, а также новые маршруты. Все это подкрепляется событийными мероприятиями, поэтому мы уверены, что в августе поток гостей будет значительным.


В регионах страны заранее проработали предложения для болельщиков, как белорусских, так и зарубежных. Например, стадион «Спартак» в Могилеве, где будут проходить соревнования по стрельбе из лука, после ремонта презентуют как один из спортивных брендов города. Гостей познакомят с историей и культурой областного центра, его знаковыми местами и достопримечательностями. В списке экскурсионных маршрутов — мемориальный комплекс «Буйничское поле», Могилевский зоосад, Ратуша, площадь Славы и др. Минимум по шесть маршрутов предложат туристам в Витебске и Орше. Акцент при этом будет сделан на традиционных ценностях и особенностях региона.

Предполагается, что окончательный вариант перечня маршрутов и экскурсий, а также турпакетные предложения в рамках II Игр стран СНГ будут доступны за месяц до стартов.

Есть инфраструктура — есть клиенты

По данным профильного министерства, в Беларуси развивается более 20 видов туризма, основной из них — санаторно-курортный.
В феврале директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Геннадий Болбатовский констатировал: система здравниц полностью восстановлена после негативного влияния пандемии коронавируса. Позже появились и первые результаты работы системы в первые месяцы нового сезона: средняя загрузка санаториев — в районе 90 процентов. Прогноз на лето — 100‑процентная заполняемость (впрочем, кое-какие варианты размещения в отдельных здравницах пока доступны).


Для развития других направлений туризма необходимо дальнейшее совершенствование инфраструктуры. Сразу только сказка сказывается, но работы проводятся планомерно, пусть и не столь масштабно, как хотелось бы. Параллельно расширяется перечень вариантов времяпрепровождения.
В 2023 году на карте Беларуси появилось 211 новых туристических маршрутов, заявляют в Минспорта и туризма. Среди них много комбинированных — в том числе по болотам, экотропам, карьерам и другим местам. 
Кроме того, активное развитие в сезоне-2023 получат сплавы на байдарках и велосипедный туризм.


Основная часть историко-культурных, архитектурных и других объектов туристического показа в мае уже подготовлена к наплыву гостей. Для их привлечения усовершенствованы подходы по подаче информации для путешественников, продолжено внедрение современных технологий по бронированию и продвижению культурных объектов. Кроме того, по словам Олега Андрейчика, большое внимание в этом году уделяется продвижению событийных мероприятий. В тематическом календаре на 2023 год, ознакомиться с которым можно на сайте Национального агентства по туризму, собрана информация о 128 праздниках, фестивалях и других событий, которые могут быть интересны путешественникам.


Содержанию экскурсий также уделяется должное внимание. В прошлом году в Беларуси было подготовлено более 190 новых экскурсоводов. Особенно популярна эта профессия у молодежи. В настоящее время в республике аккредитовано около 1050 экскурсоводов по разным направлениям и порядка 150 гидов-переводчиков. Руководство отрасли ставит задачу увеличивать их количество.


Еще одной из тенденций нынешнего сезона может стать более частое включение в состав экскурсий объектов промышленного туризма. Это направление для Беларуси не совсем новое, но по-прежнему перспективное.

 У всех на слуху лидеры этого направления — БЕЛАЗ, МТЗ, стеклозавод «Неман», кондитерская фабрика «Спартак», ОАО «Молочный мир» и др. Потихоньку подтягиваются и другие предприятия. Например, прошлой осенью отметилась первыми посещениями кондитерская фабрика «Красный Мозырянин», нынешней весной о возможности проведения производственной экскурсии заявили в ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» «Блакiт».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter