Основной посыл недовольства Данкверта: интересы Беларуси в сфере АПК лоббируются с неприкрытым пристрастием, а на требования России никто и внимания не обращает. Любые предложения Россельхознадзора в ЕЭК, которые затрагивают вопросы технического регулирования и якобы вскрывающие ужаснейшие факты фальсификации, упираются в бездействие. Нокак только, мол, посыл исходит от Беларуси, тогда и начинается бурная деятельность, — глава Россельхознадзора становится явно в обиженную позу.
О — позвольте! Говорите, Евразийская комиссия нечестным лоббированием занимается? Не в кулуарах и не в курилках подобные серьезные проблемы обсуждаются – Коллегия выносит их на обсуждение, опираясь на законодательство, действующее в ЕАЭС. Что тогда не так? Но даже если это и проходит, как утверждает Данкверт, под грифом протекционизма — разве можно назвать неправомерным лоббирование качественной продукции и интересов честных производителей? Особенно в нынешних условиях, когда что ни день, то новая палка в колесе. И не потому, что мы якобы пожаловались и попросили посодействовать ЕАЭС — проблема гораздо шире, нежели отношения Беларуси и России. Если другие страны, входящие в состав Союза, столкнутся с похожей ситуацией, более чем уверена, их права члены ЕЭК будут отстаивать с не меньшим упорством. Потому что правила и требования для всех одинаковы — в этом и есть главный посыл!
Только Россельхознадзор все никак не успокоится, пытаясь найти подвох в каждой запятой. На этот раз камнем преткновения стали якобы внезапно выросшие объемы поставок говядины за пределы Беларуси: если в 2014-м было 97 тысяч тонн, то в прошлом уже 143 тысячи. С таким скачком глава российского ведомства не может согласиться. Он, видите ли, проанализировал деятельность белорусских перерабатывающих предприятий, но увеличение производственных мощностей не заметил, да и нагрузка на предприятия практически не изменилась. А может, господин Данкверт не разобрался, не до конца вник в суть вопроса? Похоже на то. Дело в том, что приведенные факты вырваны из контекста. А выросший объем экспорта не мешало бы рассмотреть на фоне общих объемов производства. В том же 2014-м мы произвели мяса и пищевых субпродуктов 947,4 тысячи тонн, а в прошлом — 977 тысяч. Разница в тридцать тысяч прозвучала неубедительно для Россельхознадзора. Вот и поспешили в ведомстве голосом начальника прокричать «Караул!» Чтобы никто не успел задаться вопросом: неужели почти миллиона тонн мяса недостаточно, чтобы отправить на экспорт те же 143 тысячи?
Причина подобных выпадов? Скорее всего, в нашей деловой хватке. В общем объеме валового внутреннего продукта ЕАЭС Беларусь занимает всего лишь 3,6 процента. А вот в структуре экспорта нам принадлежит почти 30 процентов. Это второй показатель после России. Кому понравится, что наступает на пятки конкурент, который предпочитает завоевывать рынок не количеством, а качеством? Кто виноват в том, что такая огромная страна не может в полной мере реализовать свой экспортный потенциал? Неужели тот, кто оказался более поворотливым? Пожалуй, в этом и вся соль: добросовестные производители и конкуренты, играющие на рынке по честным правилам, для многих стали бельмом в глазу.
Кстати, член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая обратила внимание на весьма примечательный факт: степень интеграции Беларуси в Евразийском экономическом союзе гораздо выше любого другого государства. Вот вам еще одна причина издержек: чем больше охват, тем больше шишек достается. Только правила игры определяет не занимаемая площадь, а закон. Есть члены Коллегии, которые занимаются не протекционизмом, а справедливо отстаивают интересы стран, поставляющих на рынок качественную продукцию. Условия функционирования компаний в ЕАЭС для всех стран одинаковые. Таковыми и останутся. Несмотря на хорошо знакомые рыки из отдельных офисов Москвы…
syritskaya@sb.by