Роман Самусевич: «Вместо нового мобильника родители подарили мне телескоп»

Бронзовый призер международной олимпиады по астрономии и астрофизике студент-первокурсник Белгосуниверситета Роман Самусевич мечтает, в отличие от многих своих сверстников, не о быстрой машине, дорогом телефоне и поездке в Турцию, а о полете в космос.

Бронзовый призер международной олимпиады по астрономии и астрофизике студент-первокурсник Белгосуниверситета Роман Самусевич мечтает, в отличие от многих своих сверстников, не о быстрой машине, дорогом телефоне и поездке в Турцию, а о полете в космос. О других своих мечтах, а также о том, как проходила олимпиада в Иране, парень рассказал корреспонденту «Знаменки».

Роман Самусевич. фото- Помню, как лет десять назад отец показывал мне яркие созвездия, - говорит Роман. - Тогда они были для меня всего лишь блестящими точками в ночном небе, а папа сумел объяснить, что за ними скрываются целые миры и цивилизации, тем самым передав ощущение вселенской мощи, величия и красоты. Таким до сих пор я представляю космос.
- Видно, что для тебя астрономия – не только наука, но и романтика…
- Конечно, это так. Только тот, кто по-настоящему любит астрономию и увлекается ею, способен воспринимать ее не только как точную науку с множеством формул, но и как романтические ночные наблюдения за звездным небом. Недаром почти у всех астрономов есть любимые звезды, созвездия. У меня, например, созвездие Орион.
- На олимпиаде в Тегеране командам-участницам приходилось демонстрировать свои теоретические и практические знания, а не умение любоваться небом. Как выступила белорусская команда?
- Если сравнивать с прошлогодними результатами, то отлично. В 2008 году только один белорусский школьник завоевал медаль, в этом у нас одно золото, его завоевал Владимир Хорошко, выпускник столичной гимназии № 29, две бронзы - у меня и Дмитрия Емельянова из минского лицея № 1, а также специальный приз за лучший результат по одному из туров, который получила Екатерина Шахорко.
- А как проходили соревнования?
- Задания были разделены на три тура: теоретический, анализ данных, наблюдение. Во втором, например, предлагали данные по какой-либо планете, из них нужно было выбрать необходимые и решить конкретную астрономическую задачу. Самым интересным оказался последний тур – наблюдение. Группу участников олимпиады, а это примерно 100 человек из 40 стран мира, отвезли в пустыню за 200 километров от Тегерана. Там на крыше древней крепости XIII века были установлены телескопы, смотреть в которые нас вызывали по одному.
- Доволен ли ты своим результатом?
- Да, конечно. Но я знаю, что могу больше. Меня подвела теория, а по итогам практического тура я был вторым среди всех участников.
- Кто помогал тебе готовиться?
- Нашу команду готовили три недели в детском оздоровительном лагере «Зубренок» самые опытные педагоги со всей республики. Магистр естественных наук, преподаватель кафедры методики преподавания физики БГПУ им. М.Танка, сотрудник Обсерватории БГУ Александр Поплавский, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теоретической физики Брестского государственного университета, председатель жюри республиканских олимпиад по астрономии Станислав Секержицкий и другие. Работал я и самостоятельно. После участия в республиканской олимпиаде по астрономии родители подарили мне телескоп. Если на улице хорошая погода, вечерами частенько смотрю на звезды. Кроме того, не пропускаю ни одной статьи на астрономическую тему, ни одного учебника по этому предмету.
- Ты пробыл в Иране почти две недели. Какое самое яркое впечатление на тебя произвела страна и ее столица – Тегеран?
- Я впервые был в восточной стране, поэтому удивление ждало меня на каждом шагу. Больше всего поразило то, что население Тегерана – 16 миллионов. Только представьте, в одном городе людей почти в два раза больше, чем во всей Беларуси. А еще меня удивил город. Он принципиально отличается от Минска: средняя высота зданий – 4-5 этажей, зато расположен на огромной площади. Впечатлили и горы, у подножья которых расстилается Тегеран. Вообще у нас была хорошая культурная программа: в свободное время мы ходили в музеи, театры, цирк.
- Твоя специальность – физик-исследователь, видишь ли ты себя профессиональным астрономом в будущем?
- К сожалению, астрономическое образование у нас в стране получить невозможно. Но я хочу положить начало профессиональной астрономии в Беларуси и знаю, что большинство формул, которые сейчас изучу, смогу применять в астрономических исследованиях.
- Ты завоевал престижную награду. Как к этому отнеслись университетские преподаватели?
- Те, кто знал о медали, поздравляли. Тем, кто не знал, мне пришлось рассказать и показать ее, потому что она как палочка-выручалочка в ситуации, когда нужно объяснить, почему я пропустил почти две недели занятий.
- Сейчас во всем мире проходит Год астрономии. Как ты считаешь, он сможет повысить престижность профессии и дать толчок развитию профессиональной астрономии в нашей стране?
- Развитию профессиональной астрономии в Беларуси поможет только открытие соответствующих специальностей в вузах. Если говорить о влиянии Года астрономии, то, безусловно, он помогает взрослым и детям поближе познакомиться с наукой, поучаствовать в вечерах «тротуарной» астрономии, проводимых Минским планетарием, как говорится, попробовать астрономию на вкус.

Ольга ДУБРОВСКАЯ, фото Антона ТУМАРА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter