Родовое гнездо

Семья фермера Иосифа Павлюкевича возродила исчезнувшую точку на карте Гродненщины. Он продал благоустроенную двухкомнатную квартиру в областном центре, чтобы купить трактор и возделать землю, некогда принадлежавшую его предкам. Та квартира в начале 90-х аккурат стоила, как “МТЗ-80”. Это ж как надо землю любить, как, подобно коласовским героям из известной поэмы, гореть мечтой, чтобы на такой шаг пойти!

— Поверите, не мог спать ночами, когда в Беларуси вышел закон о фермерских крестьянских хозяйствах, — взволнованно, будто все заново переживая, рассказывает  Иосиф Павлюкевич, импозантный, красивый бородач тридцати девяти лет от роду. — Грезился хутор, где прошло мое детство, где жили мои деды и прадеды. Этому дому 200 лет исполнилось, но и на мой век хватит. Вот как прапрадед строил! — с гордостью показывает на длиннющее и, представьте себе, еще достаточно крепкое строение. — И липу эту он садил. Ей 180 лет!
К слову, в двухвековом доме сегодня не только благополучно проживает фермерская семья, но и планируется оборудовать в другой половине офис крестьянского хозяйства, а то ведь не дело, когда официальные бумаги, факс да прочая оргтехника в горнице находятся.
Иосиф вдохновенно рассказывает о каждом уголке “Родового гнезда” — именно такое поэтическое и до боли точное название дал он своей фермерской усадьбе.
Робинзон на острове детства
В десятке километров от Щучина, немного в сторону от шумной автотрассы, там, где исчезла с лица земли очередная бесперспективная деревенька Слонно Дембровского сельсовета, пятнадцать лет назад обосновался этот неугомонный, сильный духом человек. Его идею бросить город, где он уже прочно стоял на ногах, не очень-то приветствовали даже самые близкие люди — родители отговаривали, тесть с тещей смотрели как на чудака. А жену Людмилу, коренную жительницу Гродно, думаю, всякий поймет. На хуторе не то что удобств, до недавнего времени и электричества-то не было.
— Знакомые меня декабристкой называли. А куда денешься, если видишь, что для твоего мужчины это, может, самое главное дело жизни, — мудро рассуждает Людмила Михайловна. — Первое время мы с детишками в Щучине у родителей мужа жили, я работала в магазине, а Иосиф хлопотал на хуторе, делал из него настоящее родовое гнездо.
— Перво-наперво восстановил крест-оберег у въезда в деревню, который еще в моем детстве здесь когда-то стоял, — вспоминает Иосиф Янович. — Деревянную основу обшил жестью с чеканкой — как знак того, что род наш здесь всерьез и надолго. Почистил дедовский колодец с необыкновенно вкусной, мягкой водой. А в 2002-м удалось наконец и электричество провести. Кстати, на эти нужды мне была оказана помощь из фонда поддержки фермерских крестьянских хозяйств. Сразу же и компьютер приобрел, к Интернету подключился. Вся документация теперь в электронном варианте, да и сыновьям для развития вещь необходимая.

Десятиклассник Валера (в честь деда назвали) и восьмиклассник Павел учатся в СШ № 2 г.Щучина, а маленький Миша родился уже здесь, в родовом гнезде, так сказать, первый человечек в возрожденной деревне.
— Дети все летние каникулы мне здорово помогали, даже не знаю, как бы я без них обходился, — признается Иосиф Павлюкевич. — Хозяйство у нас основано на труде членов семьи. Разве что в самый разгар страды помощников приглашаем.
“Для меня фермерство не бизнес, а образ жизни”
Начиналось фермерское хозяйство Павлюкевича в 1993-м с десяти гектаров земли, а теперь в его пользовании более тридцати пяти и это, похоже, не предел. Первое, что поражает, когда осматриваешь поля, — огромные кучи камней по краям угодий.
— Без конца выбираем эти “сувениры” природы, — сетует Иосиф. — А вон там, дальше, валуны видите? Их техникой вытаскивал, потом покрасил и слова мудрые написал: “Бог велел от земли кормиться”, “Хлеб всему голова”. Хочется, чтоб красиво было! Озерцо выкопал, очистил 39 соток леса от хлама, свезенного горожанами. Хочу, чтобы лес, как парк выглядел.
Укрепилась в последние годы и техническая база хозяйства. К тому знаковому первому трактору, считай, на квартиру обмененному, добавились два “Белоруса” да комбайны — зерноуборочный “Нива” и картофелеуборочный, а еще навесные и прицепные агрегаты, устройство КСП-15 для сортировки картофеля. Сдавать свою продукцию на Гродненскую овощную базу, с которой заключен договор, Иосиф Янович отправляется сам на грузовом автомобиле. А вот в город по делам или в воскресенье в костел семья выезжает на “Фольксвагене”. На вопрос, приносит ли ферма доход, слышим не новое: “Доход-то приносит, да только я стараюсь все в производство вложить. Без огромных вложений, без современных технологий ничего не получится”.
За плечами у Иосифа Павлюкевича — технологический институт, факультет экономики и управления, который он заочно окончил, уже ступив на фермерскую стезю. Само собой, мечтает дать хорошее образование и сыновьям, чтобы по науке семейное дело вели.
— Вообще-то фермерство для меня и не бизнес вовсе, а образ жизни, — откровенничает он. — Иной судьбы себе не представляю. Жить спокойно и запрограммированно по типу “дом — работа, работа — дом” мне просто скучно. Здесь же — непредсказуемость, испытание на прочность, взлеты, падения, исправление собственных ошибок, риск, эксперимент... В этом для меня полнота жизни! Ведь пятнадцать лет назад засевать поле я выходил с тяжелой емкостью на шее и вручную, как мои предки, пригоршнями бросал зерна в землю. А теперь в моем доме проходят семинары по передовым технологиям обустройства фермерских хозяйств. Главное в этой жизни расти, развиваться...
Повелитель пчел
И еще есть у меня одно дело для души, — продолжает рассказ Иосиф Янович. — Это пчеловодство. Всерьез им занялся несколько лет назад. Поскольку две породы пчел развожу, то и две пасеки имеются — всего около 90 ульев. Опять же благодаря льготному кредиту закупил 50 пчелопакетов карпатской породы.
Пчелиные домики Иосиф с сыновьями сам мастерит: где-то особняк, а где-то и коммуналка. Все как у людей. Павлюкевич говорит, что пчела учит человека чистоте, аккуратности и, конечно, трудолюбию. Ну а про то, какой в здешних местах ароматный и экологически чистый мед, объяснять не надо. Стоит только продегустировать! Что мы, признаюсь, и сделали в той половине хаты, где стены-мазанки, настоящая деревенская печь и какая-то необыкновенная аура, словно добрые духи предков витают, радуясь тому, что не раскидано временем и беспамятством потомков старинное родовое гнездо.
Мы ведем неторопливый разговор с Людмилой о превратностях судьбы и нелегкой доле деревенской женщины, о бескорыстной помощи старушкам, которые в полукилометре от хутора ведут свое натуральное хозяйство и для которых Павлюкевичи — настоящая опора, о планах на весну и лето, которые пройдут в крестьянских заботах.
Эти люди очень много работают. Живут скромно, измеряя свою жизнь не материальными ценностями, а духовными. Пожалуй, главное для них — быть в ладу с собой, в гармонии с природой, с родной землей, которая и приютит, и накормит, и даст новые жизненные силы. Отпуск где-нибудь на море или в экзотическом зарубежье как награда за труды праведные? Да об этом и мечтать не смеют: на кого оставишь то, что стало живой частичкой тебя самого, — поле, пасеку, четвероногих друзей? Избегая высокопарных слов, не станем говорить, что на таких необыкновенных людях земля держится. Но то, что на Павлюкевичах — и маленьких, и взрослых — держится их “Родовое гнездо”, это уж точно!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter