3 февраля 1943 года, в Москве в Наркомсредмаше проходило совещание, на котором обсуждалась разработка новых машин

«Родина» не продается

Через день после окончания операции «Кольцо» и полного пленения 6-й армии вермахта под Сталинградом, 3 февраля 1943 года, в Москве в Наркомсредмаше проходило совещание, на котором обсуждалась разработка новых машин

До победы было еще более двух лет, и легко представить, что на повестке дня стоял вопрос о конструировании перспективных образцов боевой техники: танков, бронеавтомобилей, орудийных тягачей… Ан нет, разговор шел о проектировании нового легкового автомобиля «ГАЗ-25». «Родина» – таково было рабочее название будущей легендарной «Победы».



Значит, были уверенность в окончательном разгроме неприятеля и планы на послевоенное развитие страны.

В СССР тогда не существовало сколько-нибудь серьезной кузовостроительной школы, не было специалистов подобного профиля. Для предвоенных моделей кузовную оснастку заказывали, как правило, американцам. В этот раз все пришлось делать самим. Также в стране не производился прокатный лист, ширина которого подходила бы для штамповки крупных деталей корпуса будущей «Победы». Приходилось штамповать элементы кузова частями, потом сваривать, швы зачищать, шпатлевать, что сказывалось и на прочности, и на внешнем виде. Увеличивался и вес машины. 
Тем не менее, как это было принято в канун государственного праздника очередной годовщины Октябрьской революции 6 ноября 1944 года, первый опытный образец авто был выведен главным конструктором ГАЗа Андреем Липгартом на ходовые испытания. Машина выглядела очень современно и красиво, а сильный наклон передних и задних стекол придавал силуэту динамичность. Впервые появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы, а также вполне вместительный багажник. 

Не было единого мнения о двигателе для нового автомобиля. Вариантов было два: 
6-цилиндровый 62-сильный и 4-цилиндровый мощностью 50 лошадиных сил. Первые экземпляры были 6-цилиндровые, так как этот двигатель по американской лицензии ГАЗ начал выпускать перед самой войной, и спарки таких моторов ставили на легкие танки и САУ. Четырехцилиндровая версия этого двигателя была компактнее, легче, а главное, потребляла меньше топлива.  

Окончательное решение было, конечно, за Сталиным, которому новая машина была представлена 19 июня 1945 года. Вождь отдал предпочтение варианту с «четверкой» как более экономичному, получившему обозначение «ГАЗ М-20». «ГАЗ М-25» с двигателем «шестеркой» в серию не пошел. Буква «М» означала «Молотовец», так как горьковский автозавод с 1935 по 1957 год назывался ЗИМ – завод имени Молотова. 

Первоначально автомобиль планировали назвать «Родина». «Победа» было резервное название. Спросили одобрение у Сталина. «И почем будет ваша  «Родина»?» – осведомился вождь. Название «Победа» нареканий не вызвало.

Позаимствовав у Opel Kapitan 1938 года конструкцию несущего кузова (внутренние панели и силовые элементы), конструкторы Горьковского автозавода полностью переосмыслили внешний вид машины и приняли ряд нововведений, которые для автомобилестроения тех лет можно было назвать революционными. 

Первый вариант  «Победы», выходившей с конвейера в 1946–1949 годах, прямо скажем, оказался неудачным и вызвал массу нареканий: кузов прогибался, садились рессоры. До наших дней не дожило ни одного авто этой серии. Выпуск был временно прекращен – недостатки устранены, и вторая серия, выпускавшаяся с 1949 по 1955 год, была значительно надежнее. Переключатель скоростей переместили с пола на рулевую панель. Впервые на авто были установлены электрические дворники. В салоне появились печка и плафон освещения. И еще любопытная особенность: толщина заднего сиденья машины была уменьшена на пять сантиметров. Только так советские военачальники могли ездить в машине, не снимая папахи.

С 1955 по 1958 год выпускалась «Победа»  «ГАЗ-М20В» – третья серия. Был несколько изменен внешний вид решетки радиатора, в салоне появился радиоприемник.

Выпускались также «ГАЗ-М72», модификации «такси», «скорая помощь», «ГАЗ-М20Б» кабриолет. Самая интересная конструкция – «Победа» для села. Комбинация с «ГАЗ-69» позволила легковушке стать внедорожником.

Считается, что эта машина стала целой эпохой отечественного автомобилестроения, его первой и, наверное, единственной настоящей победой.

Оценивая «Победу», журнал Auto Age за 1953 год сообщал, что американские инженеры тщательно осмотрели «Победу» и сочли качество изготовления по многим показателям отличным. На кузовных элементах много признаков ручного труда. Кое-где можно рассмотреть следы напильника, но в общем качество кузова весьма хорошее. 

А журнал Science and Mechanics в 1957 году писал: «Спокойная на колдобинах, в поворотах и при ускорениях. Хороша на трудных дорогах, если вы не спешите. На дороге держится великолепно. Для своего размера очень стабильна, видимо, из-за веса и мощных рессор».

В шутку, которая, как известно, содержит значительную долю истины,  владельцы «Победы» говорили, что их машина надежна, как банк, крепка, как сейф, и проста, как велосипед.

Игорь КРЫЛОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter