Новые рабочие места, востребованные производства, большие объемы лесопосадок — какие еще изменения ожидают лесное хозяйство в ближайшие 5 лет

Рисуем будущее в зеленом цвете

Лес по праву называют нашим зеленым богатством. По сути, он еще и довольно ценный подарок. Ведь те деревья, которые сейчас держат на своих верхушках небо, в прямом смысле достались нам в наследство от дедов и родителей. Поэтому Президент не раз призывал не забывать: «Коль это наше богатство, надо прирастать лесом». И мы видим, что в последние годы, с 2018-го по 2020-й , прошедшие под знаком Года малой родины, леса стало больше. А отношение к нему стало еще более рачительным как со стороны обычных посетителей, так и со стороны тех, для кого деревья — это еще и ценное сырье. Сделано немало, предстоит еще больше. Не зря в презентованных недавно Правительством Основных направлениях Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 годы большой блок вопросов касается развития лесной отрасли. От чего оттолкнемся и к чему придем, выяснила «Р».

На каждого белоруса приходится более одного гектара леса.

 А лес растет

Сегодня 40 процентов территории страны покрыто лесами. Как итог — мы в десятке лесных стран Европы. Много это или мало? Давайте взглянем на эти цифры иначе: на каждого белоруса приходится более одного гектара леса. Дальше будет еще больше. В частности, согласно проекту госпрограммы «Белорусский лес» на ближайшее пятилетие, ожидается, что в 2025-м лесистость страны увеличится еще — до 40,3 процента. Такую цель ставит перед собой Министерство лесного хозяйства, в ведении которого находится 89 процентов лесов страны.

Примечательно, что с 2014 года лесов создается больше, чем вырубается. Так, в 2014-м при площади сплошных рубок в 32 000 гектаров молодой лес появился на 43,7 тысячи гектаров. В 2018-м было уже 57,8 тысячи гектаров новых лесов против 54,3 тысячи гектаров срубленного. В 2020-м молодые деревья высадили на 46,7 тысячи гектаров, в то время как срубили на меньшей площади — в 45,9 тысячи гектаров. Такую тенденцию в Минлесхозе намерены сохранить и в будущем.

С 2014 года в Беларуси создается больше лесов, чем вырубается.

Примечательно, что на помощь лесоводам в последние три года, когда много внимания было обращено к родной земле, все активнее приходят добровольцы во время традиционной акции «Неделя леса». Президент не зря подчеркивал: «Беларусь — наш общий дом, и в наших интересах сделать его уютным и образцовым. Давайте покажем, что мы истинные и рачительные хозяева своей земли. Нас много, и поэтому даже самый скромный вклад каждого сыграет свою роль, сделает страну еще краше». На это стремление не повлияла даже пандемия. Как-никак места в лесу много, да и технология посадки не предполагает скученности — социальная дистанция соблюдается. Большой плюс — свежий воздух. И в глубине души тепло от осознания того, что в этом лесу, посаженном вместе с семьей, будут гулять твои дети и внуки.

Как итог — всего за семь дней весны только в прошлом году добровольцы вместе с работниками лесхозов высадили более 23 млн деревьев на площади свыше 5,4 тысячи гектаров. Для сравнения: за три года число участников акции превысило 120 000 человек. В том числе и благодаря их труду новые леса появились на площади, которая в 3,5 раза больше площади Минска! А число высаженных деревьев приблизилось к отметке в 80 млн!


В Минлесхозе уверены: любовь к своей природе, как и к родной земле, прививать нужно с детства. Поэтому во время акции лесхозы ежегодно выбирают самые активные школы и классы по всей стране. И учреждения образования, и сами дети в благодарность за свою активность получают хорошие подарки. Какие?

Звоню в Сенненский район. Мокшанская детский сад — средняя школа имени Горовца в прошлом году активнее других на Витебщине участвовала в акции. За это учреждению подарили ноутбук, цветной принтер, оборудование для компьютерного класса и микрофон. Директор Светлана Иванькова поясняет: все благодаря неуемной энергии учителя биологии. Дети видят ее азарт и подтягиваются следом. Сама учитель Алеся Володькина скромно говорит, что всего лишь извлекает пользу из удобного географического положения агрогородка. Тот как раз находится на пересечении двух лесхозов — Витебского и Богушевского. По сути, лес со всех сторон, а значит, знания о нем лишними не будут. Неспроста в 2005-м открыли школьное лесничество. С тех пор сотрудничество с лесхозами набирает обороты.

Когда Минлесхоз анонсировал, что в каждой области выберут самые активные классы и школы — участники «Недели леса», Алеся Павловна решила попробовать — и ее класс стал областным лидером. В 2020-м в конкурсе поучаствовала практически вся школа — более 130 человек. Совместными усилиями убрали практически девять кубов мусора, высадили почти 20 тысяч елочек, без малого 2 тысячи лип и 60 растений сирени. Это не считая благоустройства, просветительской работы, общения с лесоводами.

— Конкуренция была огромная, но мы очень хотели выиграть. Получилось. Хотя переживали, ведь из-за пандемии отработали только пять дней из семи возможных, — вспоминает Алеся Володькина.

Быстрее, выше, сильнее

Примечательно, что в прошлом апреле лесхозы досрочно выполнили и даже перевыполнили план посадки леса. Тогда деревца появились на 33,5 тысячи гектаров. А в целом по году — на 38,9 тысячи гектаров. Каждое шестое дерево — с закрытой корневой системой. Это значит, что оно выращено в специальном тепличном комплексе. А еще — сильнее и крупнее своих братьев. Более устойчиво к природным катаклизмам. Требует меньше ухода и при этом лучше приживается — в 99 процентах случаев. Кроме того, создавать новые леса с помощью таких саженцев можно практически круглогодично. А это весьма актуально на фоне меняющегося климата.

Всего в стране четыре такие биофабрики. Построили их по проекту «Развитие лесного сектора Республики Беларусь». Первый центр открыли весной 2018-го в Ивацевичском лесхозе, последний — в сентябре 2020-го в Могилевском лесхозе. Самый крупный — под Минском. Его площадь 20 гектаров. Директор Республиканского лесного селекционно-семеноводческого центра Владислав Тетеренок вспоминает: решение о необходимости строительства приняли в 2014-м после посещения старого небольшого комплекса Президентом. Подтянули займ Всемирного банка под развитие лесного комплекса, принялись за дело — открыли биофабрику в 2019-м. Изначально планировалось, что здешние шесть теплиц будут выращивать 5,2 млн растений. Но в итоге установили теплогенераторы, дополнительную подсветку. Так в 2019-м получили около 7,5 млн саженцев, в 2020-м — более 8 млн.

— Мы перешли на новый вид кассет — число ячеек в них выросло с 64 до 100. Так мы увеличили объемы посадки при той же площади, не потеряв в качестве, —
описывает технологию директор селекционно-семеноводческого центра. — В перспективе можно дойти до отметки в 12 млн растений, если еще немного увеличить оборачиваемость теплиц. Благо за семенами далеко не надо ходить: у нас хранится самый большой в стране запас семян с улучшенных деревьев.

Тем временем образовавшиеся вне госзаказа полмиллиона растений планируют продать на экспорт. Спрос будет, уверен Владислав Тетеренок, в первую очередь со стороны восточных соседей.

Всего же на биофабриках планируется выращивать ежегодно около 25 млн штук посадочного материала с закрытой корневой системой. Это позволит каждый год создавать по новым технологиям свыше 6,5 тысячи гектаров лесных культур.

Впрочем, большую часть посадочного материала выращивают в лесных питомниках. В стране таких 78. На площади свыше 1,3 тысячи гектаров ежегодно подрастает почти полмиллиарда сеянцев и саженцев. Из них пригодно к посадке около 350 млн растений. Свыше 20 млн из этого количества идет на экспорт, за счет чего только в прошлом году удалось заработать более 1 млн рублей.

С заботой к каждому ростку

— В белорусской практике лесовосстановления половина приходится на искусственное создание лесов, половина — на природное. Это соответствует и мировым критериям — в итоге сохраняется биоразнообразие и получаются естественные леса, которые считаются наиболее устойчивыми к изменениям климата, —
отмечает первый заместитель министра лесного хозяйства Валентин Шатравко. Он подчеркивает: — Воспроизводство лесов включает целый комплекс работ и не заканчивается только посадкой деревьев. Дальше идут мероприятия по уходу, проведение различных рубок, чтобы созданные культуры сформировали лесное насаждение.

Причем успех, по словам главного лесничего — первого заместителя генерального директора Гродненского государственного производственного лесохозяйственного объединения Эдуарда Лигера, только наполовину зависит от человека. Свой вклад делает и природа — через дожди и влагу или, наоборот, зной.

— Признаюсь, мы опасаемся того, что может произойти в наших лесах. Ведь самые большие реки и притоки в регионе обмелели. Посаженные 80 лет назад деревья не в полной мере могут адаптироваться к тому, что вода ушла, и болеют. Лесничий и лесники это заметили и стараются оперативно решать, где, как и какой посадочный материал высаживать. Елку, например, мы приносим в лес практически четырехлетней, чтобы она наверняка прижилась, 
— рассказывает собеседник.

Еще 3—4 года лесные культуры требуют ухода, а также огораживания, чтобы звери их не съели. В 2020-м в регионе забор поставили вокруг 650 гектаров. В этом году площадь увеличат почти вдвое. И это не считая обработки деревьев препаратами, чтобы они не казались такими лакомыми. Весной надо еще и опахать культуры, чтобы уберечь от огня. Летом — убрать высокую траву вокруг. По пням или заболоченным участкам техника не всегда пройдет — приходится проводить уход вручную. Благо в последнее время и в этом направлении развивается рынок услуг.

— Если прижились и вытянулись до нужной высоты, тогда, через 7—10 лет, мы переведем участки в покрытую лесом площадь, — объясняет нюансы Эдуард Лигер. — В области по году создается в среднем около 4 тысяч гектаров лесных культур. Пятая часть — с закрытой корневой системой. При этом каждое седьмое дерево — из твердолиственных пород. Такие насаждения более устойчивы к изменениям погоды. Кроме ясеня, клена и дуба, сажаем бук — у нас единственное в Беларуси плюсовое насаждение бука, где заготавливаем семена с улучшенными качествами. Считается, что это дерево более устойчиво к сухому климату. Как и пихта белая, лесосеменные плантации которой уже есть в области. Вводим и быстрорастущую лиственницу. Стараемся создавать лесные культуры с более широким породным составом, который сможет лучше адаптироваться к новым условиям.

К слову, такой же стратегии придерживаются лесоводы и в других областях, учитывая специфику своего региона. Упор в ближайшие годы — на смешанные леса с добавлением быстрорастущих пород.

Всему свое время

Лес — это не только природное богатство, но и ценный ресурс. Чтобы он таким оставался, надо вовремя его срубить. В помощь — лесозаготовительная техника. Сегодня в автопарке лесхозов насчитывается 356 форвардеров, 320 харвестеров и 864 сортиментовоза. В итоге уровень механизации сейчас приближается к 50 процентам. При этом 32 процента древесины, или около 6 млн кубометров, рубят по договорам частники. Ожидается, в 2025-м их участие вырастет до 7 млн кубов. Сотрудничество получается взаимовыгодным: в районе появляются рабочие места, а сотрудники лесхозов могут уделить больше внимания другим задачам.

К слову, в прошлом году организациями Минлесхоза заготовлено 21,5 млн кубометров древесины. Объемы заготовки древесины из года в год растут и обусловены ростом мощностей деревоперерабатывающих предприятий страны — сказываются итоги модернизации крупных заводов. При этом баланс между интересами переработчиков и экологией соблюден: ежегодный прирост древесины превышает объемы заготовки. Как результат — запас древесины на корню не сокращается и уверенно приближается к 2 млрд кубов. Тем более что объем заготовки должен вырасти с трех кубометров с гектара в 2020-м до 3,2 кубометра в 2025 году.

Из отходов в доходы

Часть сырья отправляется в деревообрабатывающие цеха лесхозов. Находятся они, как правило, на периферии. К примеру, только в 2020 году по программе модернизации деревообрабатывающих производств реализовано 38 различных проектов. Ударными темпами велась работа и в предыдущие годы. К примеру, в Лоевском лесхозе в 2019 году абсолютно с нуля запустили цех по переработке древесины. Там сейчас работают 22 человека.

— В самом цеху зарплата превышает 1,1 тысячи рублей, —
отвечает директор лесхоза Виктор Чижик.  Горпоселок у нас небольшой, желающих устроиться было много. Ведь это означало, что автоматически на долгие годы у людей появляется постоянная работа с хорошими условиями.

Из невостребованной ранее древесины получают пиломатериалы. В 2020-м их произвели 7,8 тысячи кубометров. 75 процентов ушло за границу, взамен получили более 1,7 млн рублей.

— Отправляем пиломатериалы в Китай. Покупатели нашли нас сами через биржу. Приобрели раз лот, второй, убедились в качестве и стали брать больше, — вспоминает, как вышли на новый рынок, директор. — Плюс грузим на экспорт щепу, на внутренний рынок идут опилки.

Кстати, щепа и опилки сейчас все чаще становятся сырьем для пеллетных заводов. Их мощности после поручения Президента заметно выросли. «Вы должны спланировать, чтобы на конец 2022 года все перерабатывали. Это главный вопрос. Что не получается оцилиндровать и прочее, надо в пеллеты и продать» — такую задачу поставил Александр Лукашенко перед министерством во время посещения Стародорожского опытного лесхоза в августе 2019-го. До этого в мае во Дворце Независимости был заслушан доклад о повышении эффективности использования лесных ресурсов. Тогда из-за разбалансировки спроса и предложения на рынке на складах лесхозов образовалось большое количество невостребованного низкокачественного сырья. Вариант масштабного решения проблемы — строительство пеллетных заводов.

В 2020-м Минлесхоз уже запустил производства в Пружанском, Кличевском, Новогрудском, Житковичском, Копыльском опытном, Борисовском опытном и Мозырском опытном лесхозах. Это позволит нашей стране ежегодно дополнительно вовлекать в переработку до 350 тысяч кубометров низкокачественной древесины и более 120 тысяч кубометров отходов лесопиления. По подсчетам Минлесхоза, благодаря созданию этих заводов годовой мощностью 171 000 тонн мы получим около 20 млн долларов дополнительной валютной выручки. Сегодня эти предприятия выходят на проектную мощность. Примечательно, что параллельно развитие получают небольшие города и сельская местность — без малого сто человек там трудоустроились. А значит, остались дома.

В Пружанском лесхозе, например, появилось 12 рабочих мест. Зарплата достойная: превышает 1,7 тысячи рублей. Поддерживать ее на таком уровне позволяет высокий спрос на пеллеты за рубежом. Так, после запуска в мае завод отгрузил чуть более 10 тысяч тонн топливных гранул. Взамен получил почти 900 тысяч долларов.

Спрос на топливные гранулы в мире растет.

— В этом году запустим еще два пеллетных производства, — отмечает главный инженер Брестского государственного производственного лесохозяйственного объединения Виктор Брильков. — В Ганцевичском лесхозе планируем открыть аналогичный пружанскому завод в середине лета: там уже приступили к строительно-монтажным работам, поступает оборудование. Следом запустим и в Кобринском опытном лесхозе — оборудование заказано, строймонтажные работы стартовали. Там будет выпускаться 10 000 тонн пеллет в год. Благодаря этому еще два десятка человек получат работу.

Благодаря строительству пеллетных заводов в регионах появились новые рабочие места.

К слову, ожидается, что во второй очереди откроется шесть заводов. Кроме упомянутых ранее, производства появятся также в Сморгонском, Осиповичском лесхозах, Стародорожском и Гомельском опытном лесхозах. Минлесхоз продолжит развивать это направление — по планам объем выпуска топливных гранул в 2025 году должен превысить 500 тысяч тонн в год. Это уже с учетом имеющихся мощностей.

Во второй очереди строительства пеллетных заводов значатся шесть адресов.

А чтобы каждое дерево было на виду, в этом году в промышленную эксплуатацию ввели единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Впереди масштабное подключение к процессу всех, кто так или иначе работает с древесиной. Кстати, работа над ЕГАИС шла последние три года. У многих соседей аналог есть, но от идеи заимствовать чужое в Минлесхозе отказались. Во-первых, слишком отличается действующая нормативная база. Во-вторых, для безопасности хранения данных. Для белорусских специалистов разработка системы стала задачей со звездочкой, ведь подобными проектами до этого у нас никто не занимался. Но все получилось, оценивает Валентин Шатравко:

 — А это значит, что управленческие решения на всех стадиях теперь принимать будет проще.

Готовая продукция на складах лесхозов долго не задерживается.

НА  ЗАМЕТКУ

Помимо посадки леса, волонтеры помогают наводить порядок во время акций «Неделя леса» и «Чистый лес». С их помощью в лесном фонде за последние три года убрано более 27 тысяч кубометров мусора и захламленности.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter