Резкие изменения маловероятны

В СЕРЕДИНЕ марта экстремистские террористические группировки спровоцировали в некоторых сирийских провинциях и городах антиправительственные демонстрации с требованиями улучшения условий жизни, отмены судов, проводимых службой безопасности страны, введения многопартийности.

Кто стоит за драматическим противостоянием в Сирии.

В СЕРЕДИНЕ марта экстремистские террористические группировки спровоцировали в некоторых сирийских провинциях и городах антиправительственные демонстрации с требованиями улучшения условий жизни, отмены судов, проводимых службой безопасности страны, введения многопартийности.

Изначально в основе антиправительственных протестов лежали исключительно экономические лозунги, однако под воздействием пропаганды радикально настроенные представители сирийских арабов-суннитов, составляющие большую часть населения, потребовали безоговорочной отставки президента Башара Асада, являющегося представителем алавитского религиозного меньшинства (12 процентов), и перераспределения властных государственных постов в свою пользу.

Не обошлось и без промахов властей, допустивших, по мнению аналитиков, чрезмерное применение силы при восстановлении конституционного порядка.

Создав напряженность в собственных геополитических целях, ситуацией  пытаются воспользоваться США и ЕС, а также стремящаяся восстановить доминирующую роль в регионе Турция, которые заявили об утрате Башаром Асадом доверия сирийского народа и нелегитимности его пребывания у власти. Турция и Франция спонсировали создание координационного центра сирийской оппозиции, так называемого Национального совета Сирии, который базируется в Стамбуле. Оказывающие вооруженное сопротивление властям боевики объединились в дислоцированную на территории Турции «Свободную армию Сирии».

В отношении Сирии были приняты санкции, запрещающие импорт сирийской нефти, инвестиционное сотрудничество и банковские операции с официальным сирийским правительством. Замороженными также оказались активы Торгового банка Сирии.

В конце ноября — начале декабря прошлого года Турция сконцентрировала у сирийской границы часть своих вооруженных сил. Одновременно участились случаи нападения на турецких граждан на территории Сирии. Так, 21 ноября неизвестные обстреляли в городе Хомсе колонну турецких автобусов с паломниками, что дало повод турецкому телевидению обвинить в инциденте сирийских военнослужащих. Газета Milliyet, ссылаясь на источники в турецкой разведке, сообщила о создании на территории Cирии лагеря подготовки боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии. В то же время, по информации западных СМИ, Сирия и Иран нацелили имеющиеся у них ракеты на военные объекты в Турции. На этом информационном фоне Турция могла воспользоваться предлогом необходимости вторжения в Сирию в рамках концепции превентивной самообороны, признаваемой в западной доктрине международного права. Однако, по мнению большинства аналитиков, в том числе и военных, момент нанесения удара Турцией, похоже, прошел. Введенные ею экономические санкции против Сирии ощутимо ударили по самой турецкой экономике. Одновременно растут сомнения относительно того, какие политические силы могут сменить Башара Асада. Давление на Сирию дало повод для критики официальных властей со стороны светской турецкой оппозиции.

Созданная за рубежом «непримиримая» сирийская оппозиция тоже не сумела получить широкой поддержки внутри страны. Отчасти потому, что сделала основной упор на призывы к военному вмешательству извне, отчасти из-за отсутствия единой платформы. В движении существуют три разнонаправленные группировки: прозападная (спонсируется Францией и США), протурецкая и фундаменталистски настроенная просаудовская. Немаловажно и то, что сирийская армия и спецслужбы, где сильно влияние алавитов, остались лояльны к Башару Асаду.

Россия и Китай проголосовали в Совете Безопасности ООН против инициативы США применить к Дамаску международные санкции, включая военное вмешательство. Союзником Сирии в регионе выступил Иран, заявивший о готовности предоставить ей долгосрочную финансовую помощь для преодоления экономической блокады, а в случае необходимости — и военную. Лояльную позицию в отношении Дамаска занимают Ливан и отчасти — Ирак и Алжир.

В середине декабря прошлого года в Совете Безопасности ООН от имени Российской Федерации был распространен проект резолюции по Сирии. Документ представляет собой обновленную версию российско-китайского проекта резолюции, разработанного еще три месяца назад. В нем изложены требования о прекращении насилия, налаживании диалога между властью и оппозицией, привлечении к ответственности лиц, совершивших противоправные действия, необходимости скорейшего направления в Сирию наблюдателей Лиги арабских государств для реальной оценки обстановки.

Проект резолюции поддержали Китай, Бразилия, Индия и Ливан. Несмотря на несогласие с содержанием документа, обсуждать проект готовы США и Франция.

19 декабря сирийские власти подписали протокол о допуске в страну представителей ЛАГ. В тот же день Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую нарушения прав человека в Сирии. В пользу резолюции проголосовали 133 государства, против — только 11, еще 43 — воздержались.

Антисирийская «волна», поднятая в Лиге арабских государств странами Залива (прежде всего Катаром и Саудовской Аравией), теряет силу. Но и единства среди них не наблюдается. Дипломаты расходятся во взглядах: одни поддерживают ужесточение мер воздействия на Дамаск, другие считают необходимым проявить гибкость.

Несмотря на давление извне, ситуация внутри страны, по мнению аналитиков, находится под контролем сирийских властей, и резкие изменения в ней без вмешательства извне, как представляется, маловероятны. Сирия имеет существенный «запас прочности», позволяющий выдержать продолжительный период давления. Это связано с большими золотовалютными резервами (16—18 млрд. долларов США на начало 2011 года), самодостаточностью в плане продовольственной и энергетической безопасности, лояльностью силовых структур и значительной части населения к действующей власти, сравнительно диверсифицированной структурой экономики, важным транзитным положением в регионе, а также наличием сильных внешнеполитических союзников.

Николай ИВАНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter