10 апреля исполняется 80 лет кинорежиссеру, сценаристу, профессору академии искусств Маргарите Касымовой

Режиссер с сердцем

Когда–то Александр Довженко, набирая себе курс (ставший затем звездным — Отар Иоселиани, Лариса Шепитько, Виктор Туров, Георгий Шенгелая, Гунар Пиесис), сказал юной Маргарите Касымовой: «Если из такой красавицы не получится режиссер, то уж диктор телевидения точно будет». Но к счастью или сожалению, советскому ТВ так и не удалось заполучить в свои ряды эффектную черноволосую леди. После окончания ВГИКа Касымова стала первой женщиной–режиссером не только в родном Таджикистане, но и во всей Средней Азии.

Режиссер с сердцем — так говорят о Маргарите Наимовне ее нынешние студенты. Сегодня ее главная роль — лидер и вдохновитель, профессор, худрук курса факультета экранных искусств БГАИ. Последние 23 года она словно мать для будущих актеров и режиссеров: учит и сопереживает, бережно хранит традиции лирического кино и точно знает, что такое чувствовать дух времени. Даже 80–летний юбилей отмечает с теми, чьим мнением дорожит, пожалуй, больше всего — с любимыми студентами и выпускниками.Накануне большого праздника «СБ» расспросила артистку, чем были наполнены восемь десятилетий ее жизни.

фото артура прупаса

Десятилетие первое. Очень средняя Азия

Я родилась в Сталинабаде. Самое яркое воспоминание детства — наш двор. Он был многонациональным, шумным, но я по–прежнему помню по именам всех соседей, а с некоторыми общаюсь до сих пор.

Во дворе жило много эвакуированных из Москвы и Ленинграда, в основном актеры, музыканты. Помню, стоит на балконе одна очень известная актриса. На ней бюстгальтер, сшитый из простыней, и рейтузы. А мы, ребятня, бегаем по двору босиком — все в пыли, песке. Актриса медленно закуривает папиросу и говорит своим неповторимым голосом с хрипотцой: «Да–а–а, все–таки это очень средняя Азия».

«Бальное платье».

Десятилетие второе. От физики до лирики

«Взлетная полоса».
В те годы мальчики и девочки учились в школах раздельно. Я была хулиганкой: когда все приходили в форме и фартучках, то я одевалась как бог на душу положит. Ужасно боялась физика. Он был весь в веснушках, с волосами апельсинового цвета. И как–то я пошла в школьный радиоузел и по радио торжественно объявила: «Сегодня будет облава на рыжих». Скандал был страшный, маму вызвали к директору.

А на выпускной не пошла. Нечего было надеть.

Десятилетие третье. «Вгиковки»

В конце 1950–х я поступила во ВГИК на курс Довженко. Каждый его приход был настоящим явлением. Нельзя сказать, что Александр Петрович учил нас ремеслу. Скорее, он учил мыслить. «Когда идете по дороге искусств и перед вами разбросано много правд, не берите копеечную. Ищите золотую, рублевую правду», — это его слова.

Во время учебы жила в общежитии. Со мной в комнате — Лариса Шепитько, Люся Гурченко, Лида Федосеева, которая потом стала Шукшиной. Мы называли себя «вгиковки». Как–то я собиралась на свидание с одним французом, который снимался в картине «Нормандия–Неман». Меня одевал весь 5–й этаж! Тамара Семина дала чулки и кофточку, Оля Лысенко — шубку модную, кто–то сумку принес... В общем, шла на свидание и чувствовала себя настоящей королевой.

Десятилетие четвертое. «Лето 1943 года»

Женское лицо ВГИКа: Маргарита Касымова, Лариса Шепитько, Джемма Фирсова, Сильва Сергейчикова.
После ВГИКа вернулась в Душанбе. Хотя были предложения остаться в Москве: например, звали актрисой в Театр сатиры. Сергей Герасимов, увидев меня как–то на экзаменах, нахмурил брови: «Что она делает на режиссерском факультете? Ей в артистки надо». Но я не могла бросить маму, знала, сколько сил и здоровья она положила на то, чтобы я училась во ВГИКе.

На «Таджикфильме» долго не давали делать большое кино: девчонка–режиссер, где ж это видано! Снимала «документалки», киножурналы, работала вторым режиссером. Однажды к нам приехал председатель Госкино СССР. Я набралась наглости и подошла: «Я режиссер художественного кино Касымова, окончила мастерскую Довженко во ВГИКе. Возьмите меня в Москву, здесь работы не дают». Он посмотрел на меня: «Маргарита, если в течение 2 недель не будет сдвига, запишите мой номер и секретарше скажите, что звонит Касымова из Душанбе».

Через 10 дней я запустилась с картиной «Лето 1943 года».

Десятилетие пятое. Неудачный брак

Очень важные для меня годы. Много работы, съемок, призов на различных кинофестивалях. И неудачное замужество. Человек, которого я любила, не хотел детей. Работать, впрочем, он тоже не хотел. Я же пахала как лошадь. Мама говорила: «Доченька, ты надорвешься», а я продолжала тянуть всю семью. После 7 лет брака не выдержала, рассталась с ним, потому что сил уже не было никаких. Зато начала активно ездить по миру, читала лекции, работала в жюри на фестивалях. Хорошее было время.

Десятилетие шестое. Душанбе — Минск

«Сын за отца».
1990–е — самые трагические годы моей жизни. В Таджикистане началась гражданская война, маму избили прямо в очереди за хлебом. Мне тоже досталось, не работали рука и нога... Нам дали двое суток на выезд. Но куда бежать? На мой призыв помочь откликнулись Витя Туров и Георгий Шенгелая. Мама в Грузию лететь отказалась, там уже назревал конфликт. А Туров просто сказал: «Бери маму и приезжай. Будет кусок хлеба, разделим поровну». Так в 1992 году мы оказались в Минске.

Витя похлопотал, и нам дали комнату в общежитии тракторного завода. Он же устроил меня на киностудию менеджером в коммерческий отдел. Но как жить: ни квартиры, ни гражданства, ни маминой пенсии?.. Когда я получила паспорт, появилась возможность снимать. В 1993–м вышел мой фильм «Аз воздам» о великом философе Лещинском, с переводом на «мову» помогала дочка Кузьмы Чорного. Через два года в прокат взяли ленту «Сын за отца». В титрах указали только фамилию Коли Еременко, ему нужен был яркий дебют. Но написали: «при участии Маргариты Касымовой».

Десятилетие седьмое. Вдохновение

На 5–м этаже нашего дома в Малиновке жил 8–летний мальчик, у которого сильно болела мама. Чтобы как–то прокормиться, он брался за любую работу: мыл машину, собирал бутылки. По его биографии в 1998–м я сняла «Маленького бойца» — фильм, получивший несколько наград на различных фестивалях. Мальчика на главную роль искала во всех школах, пока однажды мой друг не сказал: «Погляди моего внучка, он красивый». Я как увидела его, подумала: «Американ бой» — и сразу пригласила на съемки.

Чуть позже на экраны вышла «Зорка Венера». Затем была история о современной белорусской Золушке — фильм «Бальное платье». В 2006 году вышла моя последняя на сегодня лента «Соблазн».

«Зорка Венера».

Десятилетие восьмое. Дети

Когда у меня спрашивают о детях, отвечаю: «У меня 46 детей: 16 полнометражных и 30 документальных работ». Но мои дети — это еще и мои студенты: Андрюша Гринько, Дима Дедок, Танечка Павлова, Владик Упник, Антон Савченков и многие другие. Ребята хорошие, талантливые, я их очень люблю.

Сегодня, в день 80–летия, мне хочется сказать спасибо Беларуси за то, что стала мне вторым домом. И низкой поклон родной академии искусств, которая больше 20 лет дает мне стимул к жизни. О чем мечтаю?.. О маленьком персидском котенке. Но непременно черного цвета. Не судите строго, у женщины моего возраста должны быть свои причуды.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter