«Режиссер, как сапер, ошибается один раз»

Нина Осипова так и не раскрыла секрет главного концерта на «Дожинках-2008»

Нина Осипова так и не раскрыла секрет главного концерта на «Дожинках-2008»

Поговорить с Ниной Осиповой (на снимке) в спокойной обстановке практически невозможно: то ей звонит продюсер Анны Шаркуновой, то в трубке голос Андрея Хлестова… И так целыми днями. А что поделаешь? Работа такая. Только прошел День белорусской письменности, как «Дожинки» скоро. Быть главным режиссером  концерта государственной важности вновь доверили Нине Викторовне. Что это за человек, держащий все нити важнейших мероприятий  в своих руках? Пожалуйста, знакомьтесь. Только еще одна оговорка. Осипова – очень скромный и приятный человек.

— Нина Викторовна, вы помните свой первый концерт?

— Это было очень давно, еще в советские времена. Помню, какой-то очередной съезд комсомола, нам с мужем предложили его режиссировать. Интересно, что представители Министерства культуры на тот момент не очень доверяли молодым и неопытным специалистам: нам тогда было где-то по 25 лет. Но комсомоль-ская организация поверила в нас и отстояла. Концерт тогда получился необыкновенный! В ту эпоху все было очень академично, строго. А мы под девизом «Любовь, комсомол, весна!» придумали необычную программу: у нас все двигалось, развивалось. И когда только открылся  занавес, зал аплодировал нам стоя.

— Коленки, наверное, тряслись?

— Мы страшно волновались. Ведь, несмотря на то, что закончили институт культуры, действительно еще мало что умели. Нас к тому времени только приняли в Белгосфилармонию, где мы работали помощниками режиссеров на небольших концертах и лишь набирались опыта.

— Надо думать, после столь удачного дебюта посыпались предложения?

— Нет. Ведь у нас как было? Надо прожить жизнь, чтобы тебе начали доверять. Не знаю, есть ли в этом правда? Ведь молодежь всегда более «апантаная», она полна энтузиазма, энергии, фантазии в отличие от взрослых людей. Считаю, наоборот, ей надо больше доверять.

— И когда же вас приняли в ряды ведущих режиссеров страны?

— Не считаю себя ведущим режиссером. Другое дело мой учитель Вячеслав Панин. Он — неиссякаемый источник идей. Его лучшие концерты ни с кем не сравнимы.

— Так когда же вам начали предлагать режиссировать важные концерты?

— Это случилось лет десять назад. Нынешние «Дожинки» у меня уже шестые.

— Из года в год вам приходится заниматься одними и теми же концертами, чувства не притупляются?

— Притупляются. С каждым годом делать их все сложнее, в творческом плане. У тех же «Дожинок» всегда один формат, и сделать так, чтобы каждый следующий фестиваль отличался от предыдущего, невероятно трудно. Новые песни на заданную тему появляются редко. Но с другой стороны, легко в организационном плане: появляется определенный опыт, ты знаешь какие-то нюансы. И это помогает.

— Вы всегда довольны результатом?

— Конечно, нет. Когда пересматриваю концерты по телевизору, сразу замечаю какие-то недоработки. Несчастье наших больших концертов в том, что они долго вынашиваются в голове, излагаются на бумаге. Но на то, чтобы все это свести и перенести на сцену, мы обычно имеем день-полтора. Случается, что какой-то момент в мыслях казался красивым, величественным, а когда воплощается на площадке, выглядит совсем иначе. А времени, чтобы перекроить, нет. Хотя режиссер, как сапер, права на ошибку не имеет.

— А есть какой-нибудь проект, которым особенно гордитесь?

— Я скромно отношусь к своей работе. Но мне приятно вспоминать открытие памятника Пушкину, мы получили много приятных отзывов. Это было лет шесть-семь назад. Мы тогда работали вместе с художником Вениамином Маршаком. Чтобы воссоздать атмосферу той эпохи, всем присутствующим, в том числе министру и другим официальным особам, подарили  разноцветные картонные цилиндры, похожие на те, что носил поэт. На лодочках по Свислочи плавали влюбленные пары в костюмах того века. Но самый трогательный момент – когда под звуки романса Свиридова «Соло трубы» с памятника сняли покрывало. Это тронуло до слез.

— У Нины Осиповой есть своя команда или люди, с которыми ей особенно приятно работать?

— У меня очень хорошие помощники. У нас  много талантливых художников. Легко работать с народным артистом Беларуси Леонидом Захлевным в качестве музыкального руководителя, всегда интересные концерты получаются с Олегом Елисеенковым.  Люблю работать с Еленой Спиридович, это такая профи! Ей нет равных. Приятно иметь дело и с актрисой Верой Поляковой. Она очень энергичная и находчивая, умеет достойно выйти из любой сложной ситуации.

— Интересно, очередной концерт для вас – праздник или трудный рабочий день?

— Это моя любимая работа. Я больше ничего не умею делать. Поэтому каждый концерт для меня – праздник. Всегда с нетерпением его жду.

— Во время концертов вы находитесь в зале или за кулисами?

— Я всегда переживаю, а потому в постоянном движении нахожусь за кулисами. Знаю только одного режиссера, который во время концерта сидел в зале, – Семен Штейн. Всю работу за кулисами выполняли его помощники. Я не могу себе такое позволить. Тем более что сейчас концерты стали более мас-штабными, и все нити в своих руках должен держать один человек. Конечно, что-то я сбрасываю на помощников, но контролирую процесс сама.

— Накануне очередных «Дожинок» не могу не спросить: чем удивите в этом году?

— В этом году главный концерт «Дожинок» мы решили сделать не таким серьезным и академичным, как обычно. Не буду раскрывать секрет, лишь скажу, что на несколько часов сцена превратится в оршанский вокзал, куда будут прибывать различные поезда…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter