Режиссер-аниматор Тарасова: на «Анимаевке-2023» много работ, которые заставляют детей задуматься, учат чему-то

Такое мнение высказала режиссер-аниматор, сценарист, художник-постановщик Национальной киностудии «Беларусьфильм», председатель конкурса XXVI Международного фестиваля анимационных фильмов «Анимаевка-2023» Ирина Тарасова.


В прошлом году с фильмом о холокосте «263 ночи» Тарасова стала обладателем Гран-при фестиваля «Анимаевка», а в этом впервые приглашена в качестве председателя жюри. По ее словам, в этот раз наблюдается очень широкое представительство участников – не только страны постсоветского пространства, но и дальнего зарубежья.

– В этом году увеличилось количество фильмов, которые поднимают серьезные вопросы военной тематики. В мире нестабильно, и, естественно, анимация, как любой другой вид искусства, отражает тенденцию, которая существует в обществе, – считает режиссер. – Также на конкурсе широко присутствует детская анимация. Много работ, которые заставляют детей задуматься и учат чему-то, а не просто развлекают.

Беларусь в этом году представлена несколькими работами: это метафорическая история о Янке Купале и Якубе Коласе «Классики и шахматы», а также пять дебютных короткометражных фильмов. «Анимаевка», считает режиссер, наш базовый фестиваль международного уровня, который поднимает большие и значимые темы:

– Вместе с тем он домашний, потому что родной, мы его очень любим. Лично для меня ценно, что у истоков создания фестиваля стоял мой учитель и коллега Игорь Викторович Волчек. Он и привел меня в анимацию.


К слову, процесс отбора фильмов сложный и трудоемкий, ведь на конкурс присылается от 600 до 800 работ. Из такого огромного числа отбираются именно те, которые будут участвовать в конкурсной программе по номинациям. В этом году основной конкурс сильный и разнообразный, отметила Ирина Тарасова:

– В нем принимают участие около 60 работ. Серьезный уровень представила российская анимация, не уступает ей и западная школа. В каждом из этих направлений есть свои сильные и слабые стороны, и это очень интересно. Подходы разные: кто-то выступает больше идейно, кто-то пытается раскрасить работу технически – это больше взгляд художника. Бывает и так, что аниматор не хочет рассказывать историю, а пытается поразить фактурой и красотой планов. В работах также представлен национальный колорит, особенно это касается стран дальнего зарубежья. Однако есть и другие вещи, которые удивляют. Запомнился качественный мультик из Перу, выполненный в классической диснеевской стилистике, где рассказана очень нежная философская история взаимоотношений Одуванчика и Муравья. Коллеги – вопреки всем ожиданиям – не стали использовать национальный колорит.


Ирина Тарасова подчеркнула, что среди основных задач «Анимаевки» – вырастить новую смену белорусских аниматоров:

– Важно воспитывать новые поколения аниматоров, растить смену. Любой кинематографист и аниматор рождается исключительно из одной категории людей – из зрителей, и никак иначе. Поэтому чем больше мы показываем мультфильмов, тем больше можем получить обратной связи. Люди захотят быть по ту сторону экрана и войти в профессию. Хочется, чтобы наша отечественная анимация росла, крепла, развивалась и чтобы этот фестиваль жил, развивался и процветал, а также собирал нас многие годы. Пусть «Анимаевка» остается настоящим праздником детства.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter