Рейнская сделка для Европы

Сегодня президент Франции Эммануэль Макрон прибыл в Берлин, чтобы обсудить с канцлером Германии будущее Европы. А за день до этого французский президент выступил с программной речью перед Европарламентом в Страсбурге, представив свой план реформирования ЕС и еврозоны. Евродепутаты приветствовали Макрона как неформального лидера Евросоюза ввиду ослабевших позиций канцлера ФРГ Меркель, связанной внутриполитическим коалиционным договором. К тому же популярность Меркель сильно упала из–за ее миграционной политики, ввергнувшей Евросоюз в сильнейший кризис. Вот почему складывается впечатление, будто французский президент въезжает в Берлин как новый лидер не только ЕС, но и франко–германского тандема.

Но это только впечатление, визуальный ряд, в котором, надо признать, молодой и амбициозный хозяин Елисейского дворца выглядит весьма эффектно. Но присмотримся внимательнее, какие реформы Евросоюза будут обсуждать Макрон и Меркель во время сегодняшней встречи. Они и дадут ответ на вопрос, чей же план будет положен в основу общих решений дальнейшего развития.

План Макрона изначально был экономический. Он предложил учредить пост европейского министра финансов и принимать общий бюджет для стран, входящих в еврозону. Речь также идет о создании Европейского валютного фонда, а также полноценного европейского банковского союза с механизмом защиты вкладов. Здесь есть и тактические интересы Франции: в процессе Brexit Париж стремится заменить Лондон и стать ведущим финансовым центром Европы. Но еще важнее интересы стратегические: как и многих других европейских лидеров, Эммануэля Макрона беспокоит, что архитектура зоны евро остается несовершенной. И в итоге, когда случаются кризисы, как это было с Грецией, немецкие финансисты предложили затягивать грекам пояса самостоятельно. Макрон считает, что объединенной Европе нужен бюджет в сотни миллиардов евро для финансирования инвестпроектов и увеличения расходов в странах с высокой безработицей.

Таким образом, Париж призывает Германию крепить единство Европы, и в Берлине горячо поддержали его план. Но! Банковский союз и Европейский валютный союз так и не созданы. И не только потому, что простые немцы не хотят раскошеливаться на своих бедных европейских родственников. Как сказал один из представителей партии «Альтернатива для Германии», Макрон намерен повысить благосостояние Франции за счет Германии и хочет получить доступ к страховым фондам, где хранятся деньги немецких вкладчиков, но народ Германии не хочет выплачивать долги других стран.

Но и немецкая элита к этому не готова. Еще в 2012 году, в разгар кризиса евро, бундестаг принял новый закон, который ограничивал право министра финансов на слишком проевропейские, слишком интегративные меры. Иными словами, никакого валютного союза ни Меркель, ни ее правительство не могут создать. Только по решению Конституционного суда могут быть изменены существующие договоры. Да и вообще, в Берлине считают, что прежде чем создавать банковский союз, нужно снижать риски, которые создают госбюджеты и госдолги стран–членов.

Вначале реформы, а затем деньги. Но никак не наоборот. Такова сделка, которая, судя по всему, принята по обе стороны Рейна. По сути, все бурные протесты, которые сотрясают Францию в последнее время — транспортников, студентов и т.д., — означают, что Макрон вступил на путь болезненных реформ, предложенных Германией.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter