Рейд по Припяти

Вдоль границы по воде прошел вместе с экипажем быстроходного пограничного катера корреспондент “НГ”

Вдоль границы по воде прошел вместе с экипажем быстроходного пограничного катера корреспондент “НГ”

Белорусское Полесье — места красивейшие, заповедные, малообжитые. Однако пограничникам, охраняющим белорусско-украинский участок границы, порой не до природных красот. Особенно когда весной выходит на пойму могучая Припять с многочисленными притоками или когда добавляют воды в непересыхающие пинские болота нудные осенние дожди. В такие периоды большую помощь стражам границы оказывают вертолеты. Но есть в ведении Пинского пограничного отряда участок границы, который проходит по водной акватории, где и винтокрылые машины не всегда могут эффективно сработать.

— На этот случай, — говорит старший лейтенант Михаил Бут-Гусаим, помощник командира Пинского пограничного отряда, сопровождавший меня в поездке, — в отряде есть специальный быстроходный катер белорусского производства, на котором экипажи отделения береговой охраны периодически проводят рейды по Припяти и ее притокам.

— Несколько лет назад, — продолжил рассказ мой собеседник, — нередко встречались люди, которые, игнорируя  требования законодательства, посещали пограничную зону без оплаты пошлины, а порой и вовсе без документов. Сегодня такие нарушения редкость. С одной стороны, дает плоды разъяснительная работа с населением, а с другой, размеры штрафов за это нарушение таковы (50 базовых величин), что каждый семь раз подумает, стоит ли рисковать. Когда в отряде не было катера, некоторым рыбакам и охотникам сходили с рук отдельные вольности на воде, сегодня это практически невозможно. Но такой порядок касается только граждан Беларуси. Украинские граждане могут попасть на нашу территорию только через пункт пропуска.

В справедливости сказанного я убедился позже, побывав в рейде вместе с экипажем быстроходного пограничного катера. Несмотря на дождь, который моросил с самого утра, довольно холодный ветер и, как потом выяснилось, почти нулевой клев, рыбаки в этот будний день на Припяти были. Кто пытался ловить на удочку плотву и подлещика, кто расставил кружки на щуку, а кто пытался добыть зубастого хищника с помощью спиннинга. Буквально за сорок минут, которые мы провели на воде, нам встретилось пять рыболовов-любителей, у которых с документами был полный порядок.

— Некоторых рыбаков и охотников мы встречаем несколько раз за сезон, знаем их в лицо и по имени, — поделился с нами мичман Сергей Куделич. — И сегодня рыбак или охотник в пограничной зоне без документов — случай крайне редкий...

Но не успел он договорить, как мы увидели еще одного рыбака, который, пришвартовав свою пластиковую лодку к берегу, ловко орудовал спиннингом. Просьбу пограничников предъявить документы он выслушал с большим удивлением. Оказалось, что это  житель одной из ближайших деревень, расположенной вне пограничной зоны. Три дня назад купив лодку, новоявленный нарушитель решил ее опробовать в деле. Но так увлекся, что не заметил, как оказался в пограничной зоне. На первый раз горе-рыбак отделался малой кровью: мои спутники, старший прапорщик Андрей Урван и сержант Александр Савило, подробно проинструктировали его, предупредив, что повторное нарушение обойдется ему в кругленькую сумму.

Время рейда пролетело очень быстро, как один миг, хотя мы успели “пролететь” по реке более двадцати километров.

— Когда на Припяти появился пограничный катер, — подвел итоги нашего рейда Михаил Бут-Гусаим, — количество нарушений на участке отряда резко сократилось, в том числе и случаи переброски через границу контрабандных товаров. Катер быстроходный, мобильный и шум создает минимальный, при таком раскладе шансов у нарушителей практически нет.

Мы попрощались с экипажем, который продолжил патрулирование, и направились в Пинск, а  парни в комуфляже вернулись на водный маршрут: служба есть служба...

Минск—Пинск—Минск

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter