Ревизии иллюзий

В Москве определить на глаз кризисные явления непросто... Из России — с любовью!

В Москве определить на глаз кризисные явления непросто. Каждый день всё как всегда: тысячи машин создают пробки на въезде в город и подъездах к центру столицы. Работники спешат к своим столам в офисах и конторах. В метро та же картина: в час пик с работы и на работу — тьма граждан; в заведениях общепита в обед за бизнес–ланчем надо еще и в очереди постоять, да и вечером не в каждом кафе в центре города найдется свободное местечко.


Но при этом очевидно, что кризис затронул интересы практически каждого москвича. Российский рубль в течение месяца серьезно подешевел, зарплаты на многих предприятиях стали задерживаться, где–то прошли сокращения. Впрочем, многие из уволенных иногородних «белых воротничков» съехали на родину пересидеть трудные времена — так дешевле и душевнее, чем биться за место под солнцем. Ну а те, кто пребывает в ожидании перемен к худшему, решили оптимизировать свои расходы. Выглядит это в разных семьях по–разному, но есть и типичные статьи экономии, которые я наблюдаю в дружественных мне московских домах.


В семье одной из моих подруг, живущей за городом, на пятерых пять машин. Все это приобретения двухгодичной давности — пика благополучия. Глава семьи, преуспевающий бизнесмен, до недавнего времени ездил с водителем. Первый звонок заставил летом отказаться от его услуг. Потом на прикол было отправлено авто супруги, затем и взрослой дочери: их выезды и время возвращения домой теперь согласовываются с мужьями, чтобы можно было ездить вместе. Сын без своей машины, купленной в кредит, не может: работает с раннего утра до позднего вечера. Но условия подорожавших выплат из–за подскочившего доллара перестали устраивать и его. Теперь шарит по специализированным сайтам в поисках покупателя на джип: хочет рассчитаться с банком. После он планирует купить менее затратную машину. Подружка шутит, что уже научилась ориентироваться в метро, и это тоже новый опыт в жизни, связанный с кризисными угрозами.


Столичная пресса активно обсуждает, что москвичи стали отказываться от нянь, личных шоферов и домработниц, к которым за последние «нефтяные» годы средний класс успел попривыкнуть. Доходы московских чиновников, менеджеров и т.д. позволяли спокойно оплачивать услуги приходящих помощниц по дому, в роли которых выступали жены и подруги среднеазиатских гастарбайтеров, работающих в Москве и Подмосковье. За 30 долларов (средний разовый чек московской «Шоколадницы» или «Кофе–Хауса») можно было почувствовать себя едва ли не барином, покуривая за чашкой кофе, пока молчаливые женщины мыли, чистили и накрахмаливали, освобождая от забот по дому многих из тех, кто относил себя к среднему классу.


В последнее время наметился отток смуглолицых строителей с замороженных до более благополучных времен строек. Зато в некоторых заведениях, где раньше работали девушки и юноши славянской наружности, теперь полностью поменялся персонал на расторопных, но пока еще плохо понимающих по–русски граждан. Так сегодня, экономя на зарплате персонала, оптимизируют свои расходы владельцы общепитовских точек, теряя, впрочем, клиентов. Но об этом они, как героиня «Унесенных ветром», подумают завтра.


Беспристрастная статистика говорит, что число официальных безработных в России за минувшую неделю выросло на 6 процентов. В поисках работы находятся один миллион 642 тысячи человек. В этих цифрах есть, наверное, и московская составляющая. К слову, это еще не значит, что за неделю тысячи граждан остались без работы. Россияне стали более активно становиться на учет по безработице, чтобы юридически зафиксировать свой статус, даже если при этом у них есть способы зарабатывать себе на жизнь.


Найти работу в Москве между тем по–прежнему не проблема. Сложно устроиться на высокооплачиваемое и престижное место, но вся сфера услуг, торговля, транспорт и т.д. — это поле вакансий. Требуются журналисты, инженеры, врачи и учителя, хотя многие специалисты, ушедшие раньше в поисках лучшей жизни в свободное плавание, возвращаются в надежное лоно муниципальных здравоохранения и образования. И в этом смысле, как ни парадоксально, кризис многим идет на пользу — он заставляет пересмотреть свои представления о жизни, многие из которых оказываются просто иллюзией.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter