Ремесленникам нужны торговые площадки

ЗАШЕЛ недавно в одном из крупных райцентров в магазин галантереи. Китайские тарелки, вазы. На рынке такая же ситуация — все импорт. Привезти из командировки приятную мелочь или отправить по почте самодельную открытку, украшенную васильками, оказалось непросто. Только и остается, что любоваться красотами города через фотообъектив. Откуда такой дефицит народных товаров, при том что число ремесленников растет?

Указ № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» создает дополнительные условия для народных умельцев. Они уже не уплачивают подоходный и единый налог, не ведут государственную статотчетность, расширен список видов деятельности, которые можно осуществлять по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

По сравнению с 2009 годом ремесленников стало больше в десять раз — почти 30 тысяч человек. И число их, по прогнозам министра экономики Владимира Зиновского, вырастет еще на десять тысяч. Но мне, например, до сих пор не очень ясно, где народные умельцы собираются реализовывать свою продукцию. Ведь 70 процентов их находятся в глубинке. Не все же только дарить свое творчество родным и знакомым.

Как вариант — через интернет. Социальные сети, специализированные площадки, сайты бесплатных объявлений. Особенность: хотя работы здесь выставляют оригинальные и красивые, но конкуренция высокая по всем категориям. Нет гарантии, что уникальная поделка не залежится на электронном прилавке. Да и не каждый в глубинке умеет пользоваться интернетом.

Более надежный способ — народные гулянья, городские фэсты и выставки. Но они проводятся по поводу. Нужны, мне кажется, именно точки, где продукция умельцев будет в постоянном ассортименте. В центрах творчества, музеях, школьных кружках иногда могут предложить уникальные поделки. Но не всегда к ним гарантирован доступ. Здесь много особенностей. Нужно договариваться с директором, выходить на специалистов, учитывать распорядок работы учреждения. Да и найти его в незнакомом городе не каждый сможет. А ведь такие продажи могли бы приносить неплохую прибыль для кружков того же отдела образования. Или ремесленников. Ведь цена одного изделия может доходить до 200 рублей.

Недавно встречался с любанским ремесленником Петром Семененей. Он давно изготавливает табуретки, деревянные фигурки. Вырезает красивые узоры. Украсил ими фасад дома, интерьер внутри. Часть поделок дарит друзьям, ими интересуются туристы. Петр готов поработать для них — при условии постоянного сбыта. У самого, признается, нет коммерческой жилки. В этом, думаю, он не одинок.

Своеобразный город мастеров — павильоны для постоянной торговли ремесленными изделиями, сувенирами — появится недалеко от Советской улицы в Гродно. Необычные рынки давно можно увидеть в Несвиже, Мире. Неплохо бы и в небольших городах возвести постоянные павильоны для ремесленников. Хотя бы один для начала. Это хоть как-то повысит культурный статус провинциальных городов. Ведь одно дело посетить музей, попробовать местную кухню. И совсем другое — привезти приятную мелочь, которая останется навсегда.

kovalev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter