Реквием по мечте?

Недавно один начинающий музыкант поделился: "Пусть Климов и "обидно" пишет, зато он профессионал. И его мнение "весит" намного больше, чем поддержка целого общежития". Речь идет о журналисте Олеге Климове, который 13 лет был редактором недавно закрывшейся "Музыкальной газеты"...

Недавно один начинающий музыкант поделился: "Пусть Климов и "обидно" пишет, зато он профессионал. И его мнение "весит" намного больше, чем поддержка целого общежития". Речь идет о журналисте Олеге Климове, который 13 лет был редактором недавно закрывшейся "Музыкальной газеты". В лучшие свои годы минская "МГ" "гремела" 20-тысячным тиражом. Она упоминается в бестселлере Александра Кушнира "Хедлайнеры" как весомый участник музыкальной индустрии 90-х. И нет ни одного музыканта в Беларуси, кого это уникальное, прямо скажем, для наших широт издание не поддержало бы. Но наш разговор с коллегой сегодня не о том, почему в большой стране не выжила газета, посвященная музыке. Это тема для отдельного размышления. С закрытием "МГ" Климов не растерял былого куража и интереса к музыке. Он по-прежнему привлекает внимание участников музыкального процесса и сочувствующих. Но на этот раз - байками. В своем блоге, размещенном на действующем до сих пор форуме "музыкалки", Олег в ироничной манере описывает будни белорусского шоу-бизнеса. И, по-моему, текстовый сериал Олега выходит несколько ярче самой реальности. Во всяком случае, упомянутые в очередном анекдоте артисты гордо бросают ссылки коллегам: "Про меня Климов сегодня опять написал!" А еще не упомянутые ревниво дожидаются своего звездного часа...


В нашем шоу-бизнесе не так часто происходит что-то действительно любопытное. Поэтому даже такое "локальное" явление хочется не оставить без внимания.


- Олег, чем "музыкальный" журналист отличается от других журналистов?


- Ты имеешь в виду по интеллекту?


Если говорить серьезно, то мне эту мысль озвучивали старшие коллеги, когда я становился на профессиональный путь. А теперь я и сам в этом убежден. Хороший журналист должен разбираться во всем. Специализация в какой-то узкой сфере чревата личными пристрастиями и манипуляциями. Именно так со мной и произошло. Я люблю музыку, и нашел способ сделать эту любовь своей работой.


- Есть мнение среди музыкантов, что к "музыкальным" журналистам отнести можно далеко не всех пишущих о шоу-бизнесе. Большинство авторов фокусируется на атрибутах публичности. Редкие профессионалы у нас анализируют собственно сочетание нот и процесс звукозаписи.


- Внешняя сторона, на мой взгляд, все, что связано с имиджем и его подачей, составляют половину общей картины музыкального явления. Это как раз то, о чем я и говорил. Хороший журналист понимает, что невозможно говорить о нотах без того, чтобы не помещать их в общий контекст времени.


- А повод для анализа вообще есть сегодня у хорошего "музыкального" журналиста в Беларуси?


- Конечно! Читая многочисленные критические интервью продюсера Владимира Максимкова, блог музыканта Атморави, я не совсем понимаю, какие требования они предъявляют к качеству звучания белорусского музыкального продукта. Через меня до сих пор проходит огромное количество новых пластинок из всех точек земного шара. У меня более-менее нормальный аппарат, чтобы расслышать нюансы записи. И мне представляется, что ни в плане идей, ни в плане их воплощения у нас нет особых проблем. У нас есть хорошие звукорежиссеры, способные записывать альбомы нормального качества. Тот же Геннадий Сырокваш...


- Если на всю страну один хороший звукорежиссер, один востребованный аранжировщик и один композитор, имеющий доступ к медиа-ресурсу, получается одна бесконечная песня, которую поют разные мужчины и женщины...


- А ты думаешь, в России много аранжировщиков? Та же картина. Ну не слышу я разницы между тем, как звучат наши и какие-нибудь западные инди-артисты! Мне кажется, все дело в брэндах. Если запись организовывал саунд-продюсер с раскрученным именем, для кого-то это априори будет звучать "как надо".


Во всем мире музыкантам сложно пробиться, если в проект не вкладываются сумасшедшие деньги. Во всем мире звукозаписывающие компании думают, что делать с Интернетом и пиратством...


- А музыка вообще нужна сегодня кому-то? Еще совсем недавно активная интернет-аудитория требовала: "Дайте "Краму"! Где "Нейро Дюбель"? Я недавно была на концертах, в которых участвовали и те и другие. Никакого намека на ажиотаж. В чем дело?


- На мой субъективный взгляд, музыка сейчас не является чем-то суперважным для тех, кто является ее потенциальным потребителем. Основная часть молодежи, по-моему, озадачена организацией своей жизни: вопросами создания семьи, получения профессии, обретения материальной базы. Идейно заряженная музыка, несущая вопросы, а не ответы, в этом процессе никак не помогает. Можно ненадолго отвлечься: "О, прикольная песня". Но не более того. Ни к чему не обязывающая "попса" больше отвечает нашему общему укладу жизни. Да и то не до такой степени, чтобы бросать ради нее важные дела и бежать на концерт.


Что касается наших рокеров старшего поколения, им давно нужно было определиться с тем, чего они хотят, - записывать альбомы и играть концерты, встраиваясь в существующую систему координат. Или выступать 2 раза в год "на баррикадах", а все остальное время сетовать на судьбу. Да, после их знаменитого визита в Администрацию Президента часть интернет-общественности нападала на них с проклятиями. Но давай объективно посмотрим на вещи. Интернет-общественность нападает с проклятиями на любого, кто "отбивается от стада". Такая у нас "общественность"... Все хотят быть личностями, но немногие могут себе позволить пойти на риск - быть увиденными и, скорее всего, подвергнутыми осуждению. Такая смелость многих злит. Болезнь роста, что поделать. Коммуникации в социальных сетях у нас совсем еще юные. Это интересные процессы для размышления. Но не стоит их принимать близко к сердцу.


- А новые имена? "ДетиДетей", "Серебряная свадьба", "Кассиопея", "Гурзуф", "Порт Моне". Что ты о них скажешь?


- А это случай яркой инфантильности. Их музыка и не "умная" и не "скучная". Она веселая и искренняя. Как раз то, что надо, чтобы отвлечься от проблем взрослой жизни. Это и объясняет их относительную востребованность.


- Тем не менее даже самые успешные наши проекты не могут выживать за счет музыки. Творчество - это прекрасно. Но надо еще и чем-то питаться, покупать инструменты, делать записи... Не всякий музыкант может рассчитывать на корпоративы. Где им деньги брать?


- Многие артисты поддерживают свои проекты заработками в других сферах. Кто-то преподает. Кто-то играет в оркестре...


- Вот именно! Нам с тобой не надо грузить вагоны, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом. А музыкантам надо. Постой смену у станка, а потом приди в редакцию и напиши текст о новом альбоме группы "Ляпис Трубецкой"...


- Я согласен. Путь музыканта - особый. Но это так во всем мире. Пока звукозаписывающая фирма не поверила, что сможет на тебе заработать, и не вложила в твою музыку миллионы, никто и на Западе не жирует. Производство музыки, ее продвижение к потребителю - это очень дорогостоящий процесс. Музыка - это роскошь. Могу только посочувствовать людям с таким призванием.


- Не по этой ли причине за последние 10 лет на постсоветском пространстве, помимо Земфиры, не появилось ни одной яркой звезды? И даже такой прекрасно конвертируемый продукт, как "Тату", удалось стремительно закопать...


- "Гибель" "Тату" исключительно на совести изобретателя проекта Ивана Шаповалова. Увы, даже в мире серьезных денег не исключен "человеческий фактор"... А что касается Земфиры, то я не считаю ее таким уж большим талантом. Музыкантов, способных писать хорошие песни, я знаю немало. Но мы с тобой уже говорили об этом. Их творчество, их сообщения не отвечают запросам аудитории, которая хочет жить сыто и спокойно.


- Давай теперь поговорим о веселом и приятном. О твоем популярном блоге.


- Я думал, мы и до этого говорили о веселом... В общем, история такая. Мне нравились текстовые сериалы, которые пишет известный сетевой автор Мистер Паркер. И однажды у меня сложилось несколько баек о соперничестве Гюнешь и Полины Смоловой. Я запустил эти истории и понял, что хочу и могу писать о нашем шоу-бизнесе дальше.


- Слушай, мне вчера один постоянный герой твоего сериала рассказывал о том, как менеджер некой группы печалится, что ты никогда не упоминаешь его подопечных. Я думаю, он бы тебе и заплатил за пиар, если б ты свой блог перевел на коммерческие рельсы. Вставлял бы ссылки на ресурсы артистов, продавал бы там легальные MP3, размещал рекламу. Это могло бы стать доходным делом, мне кажется...


- Телефончик менеджера оставь мне... Шучу. Честно говоря, я очень хорошо понимаю, что не стратег и не бизнесмен. Для меня мой блог - это возможность не растерять навыки письма, пока я отдыхаю от "Музыкальной газеты". Чистое творчество.


- Жаль. Но может быть, еще найдутся умельцы, которые увидят в этом какой-то коммерческий потенциал. Мне, например, хочется, чтобы в музыкальном процессе было как можно больше интересных и эффективных, а не декоративных явлений. Напоследок вопрос, который просили тебе задать блоггеры: когда ждать второе пришествие "Музыкальной газеты"?


- Вероятнее всего, никогда... Славные времена остались в воспоминаниях. Будут другие. Надеюсь, не менее славные.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter