Можно ли оградить себя от посторонней печатной продукции?

Реклама играет в ящик

Газет и журналов мы сейчас почти не выписываем, письма вообще раритет, однако в почтовые ящики заглядываем с завидной регулярностью. Потому что они с такой же регулярностью заполняются рекламными буклетами, визитками и флаерами. И чем больше такой продукции, тем меньше терпения у собственников этих ящиков. Можно ли оградить себя от посторонней печатной продукции, узнавала корреспондент «Р». 


Начну, пожалуй, с себя. Знаю, что красочные буклеты, призывающие покупать, например, продукты питания, получаю практически из рук почтальона. Также знаю, что могу отказаться от этой услуги. Рассуждаю так: раз почтовый ящик моя собственность, значит, использовать его можно только с моего согласия. Поэтому набираю номер телефона своего отделения и прошу, чтобы в мой ящик ничего, кроме личных писем и извещений, не опускали хотя бы три-четыре недели. Свою просьбу мотивирую отъездом в длительную командировку. Мне идут навстречу и на месяц вычеркивают из списка адресатов. Понимаю, что самой организации такой ход невыгоден, ведь почтовая реклама — это ее прямой доход. Но для меня это приятная мелочь. 

Хотя, конечно, больше всего раздражает мелкая промопродукция, которую разносят не работники почты, а распространители. Когда открываешь ящик, а на тебя сыплются, в прямом и переносном смысле, предложения приобрести кухню с 20-процентной скидкой, отремонтировать мебель или починить бытовую технику. И все на бумаге размером с игральную карту. Собираю рассыпавшуюся мелочовку у ног и задаюсь вопросом: как я могу отказаться от этой навязчивой рекламы? Помнится, шла речь об эксперименте в Минске, когда горожанам предлагалось обозначить свои почтовые ящики специальными наклейками. Не хочешь видеть рекламу — обозначь это визуально. Правда, дальше предложений дело не пошло. Да и насколько действенной окажется такая мера? 

Ради чистоты эксперимента звоню в первую попавшуюся фирму, занимающуюся изготовлением и распространением печатной рекламы. Менеджер Светлана уверяет: здесь отпечатают любой тираж, отсортируют да еще забросят листовку в каждый почтовый ящик понравившегося мне подъезда. В общем, любой каприз. Хорошо. А бросят ли листовку в ящик с запрещающей надписью, если она будет? Скорее всего, да. Распространителю некогда всматриваться в надписи, а жильцу проще выбросить ненужную бумажку. Ну вот, опять кто-то знает, что мне лучше. 

Следующий звонок — коммунальщикам. Все-таки дома и подъезды под их контролем. Может, здесь найду управу на рекламщиков? Не найду, огорчает заместитель генерального директора ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Алексей Герасимчик. Закон не запрещает бросать рекламные листки в почтовые ящики. Хотя недовольные есть. Правда, все больше последствиями таких акций — устланным разнокалиберными бумажками полом в подъезде. Только кто все это добро рассыпает? Сами же жильцы, когда проверяют корреспонденцию. Открывают ящик, а из  него — ворох буклетов, визиток и другой печатной продукции. Нагнуться и подобрать все лень. Так и лежит   на полу... Такая рекламная активность лишь дополнительная нагрузка на коммунальщиков, не скрывает Алексей Герасимчик. Если и ответит распространитель, то за антисанитарию и порчу имущества. Что это значит?


А что думают по этому вопросу в Министерстве торговли? Знаю, что ведомство давно выступает за ограничение рекламы в почтовых ящиках. Причины — жалобы населения. Их немного, но они есть. Только в октябре — ноябре прошлого года поступило три обращения (одно из них коллективное) по вопросам распространения рекламы через почтовые ящики граждан. 

В 2010—2013 годах разрабатывался проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рекламы»,  уточняет Инна Гаврильчик, консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли. 

В нем предусматривались некоторые дополнения в статью 12 Закона «О рекламе». А именно: рекламные материалы в абонентские почтовые шкафы и индивидуальные почтовые ящики должны доставлять только почтальоны. А также то, что оператор почтовой связи обязан по письменному заявлению жильца дома прекратить доставку рекламы в его адрес. 

Министерство было одним из инициаторов этого дополнения. Однако норма эта согласование не прошла и была исключена из проекта. Вместе с тем Министерство торговли считает, что дополнения эти должны появиться в законе. 

Пока же владельцы почтовых ящиков могут отказаться от рекламы лишь по собственному желанию, вывесив объявления на почтовых ящиках или на досках объявлений возле дверей подъездов. Организовать процесс можно с помощью председателей правления ТС или ЖСК. 

misnik@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter