Вымогатель вывез жертву в лес и заставил копать могилу

Рэкет в сельском интерьере

Говорят, история часто повторяется как фарс. Криминальная драма, случившаяся недавно в Брестской области, хотя и разыгралась в наши дни, но сюжет ее определенно ложился на сценарии из девяностых: братва, “счетчик”, вывоз “должника” в лес. В свое время вот такое уголовное дело, уже направленное на рассмотрение прокурору для передачи в суд, могло бы вдохновить авторов “Улиц разбитых фонарей” на забойную серию.

Главный фигурант — некий 26-летний Вован* из деревни Яглевичи Ивацевичского района. Обвинять его будут за вымогательство и кражи. Около 10 лет назад он уже бывал на скамье подсудимых за воровство и тяжкие телесные повреждения. Его сообщники доселе уголовный кодекс не чтили, но и от тюрьмы их Бог миловал. Все они примерно одного возраста, безработные.

Коллаж Олега Попова

Связаться с ними угораздило 19-летнего Лешу из Ивацевичей, вчерашнего школьника, учащегося одного из колледжей Слонимского района. Молодого человека нельзя назвать мажором, но деньги у него водились. И тратил он их, как выяснилось, по секрету от родителей, на развлечения, купив к тому времени два квадрокоптера и около 10 комплектов страйкбольного оборудования. В какой-то момент Алексей решил продать все это добро. 

В комиссионку парень не отправился, в интернет товар не выставил. Вместо этого попросил помочь с продажей двух своих знакомых из Ивацевичей — братьев Валеру и Колю. Вот они и свели его с Вованом, который взял имущество, пообещав решить вопрос. Прошло примерно две недели, но дело не двигалось. А вскоре Алексей встретил братьев и заметил на их лицах синяки от страйкбольных шариков. Те и признались, что поиграли его “стволами” в войну. Леша возмутился, набрал Вована и потребовал отчет. Дальше игры кончились.

В кругу своих друзей Вован слыл “безбашенным” и “вольтанутым”. Эпитеты жесткие даже для криминального мира. В итоге переговоры зашли в тупик. За “предъяву” новый знакомый Алексея выставил ему счет в полторы тысячи долларов, иначе будет больно. Юноша дал задний ход и, испугавшись, в счет “долга” подарил Вовану свой товар. К слову, его стоимость составляла свыше 4 тысяч рублей, так что гнев “авторитета” теоретически умаслил с лихвой. Но это было только начало. 

Уже на следующий день в присутствии Леши Вован спустил собак на братьев, которые его “сдали” владельцу игрушек. Претензия звучала так: я порядочный арестант, за вашей спиной не базарю, а вы за моей — разговариваете. В общем, в должниках оказались и посредники. По 300 долларов на душу. 

В тот же вечер в Ивацевичах состоялся совет “потерпевших”. Ситуацию обсуждали в узком кругу. Алексей, Валера с Колей и несколько друзей с обеих сторон. Кто-то резонно предложил с Вованом не церемониться а, как говорил герой фильма “Ширли-Мырли”: “найти консенсус — и ногами его”... Идею массы не поддержали, ибо страшно. А дальше, по классике, один из присутствующих доложил о злом умысле Вовану, кивнув на Лешу.

В итоге те же братья доставили беднягу домой к “порядочному арестанту”, который под громкую музыку при помощи убедительных эпитетов с элементами кулачного боя выставил парню новый счет. За нехорошие мысли — уже 5 тысяч условных единиц. Столь эксцентричное поведение даже среди настоящих авторитетов в местах, где, скорее всего, вскоре окажется Вован, называется беспределом. Но рэкет в таком варианте, похоже, не живет даже воровскими понятиями. А потому давление продолжилось. 

Какое-то время Валера передавал Леше “приветы” от Вована. А вскоре нарисовался и сам главный антигерой. Да еще как. Подъехав с дальним родственником в Ивацевичи, он через Валеру вызвонил парня, пригласил на встречу, где затолкал его в машину. И поехали они под Яглевичи в лес, заехав по пути к Вовану домой за лопатой. Пока тот был в сарае, братья шепнули Леше, что “авторитет” купил по его душу презервативы, дабы поступить с ним совсем отвратно.

До этого, к счастью, не дошло. Вован достал металлическую трубу, дал юноше лопату и приказал копать яму, приговаривая, что врежет трубой тому по голове и тут же закопает. В какой-то момент для Алексея блеснул луч спасения. Мимо проезжал трактор. Когда он был уже совсем близко, парень вырвался и вскочил в кабину с криком: “Газуй, убивают!” Но и тут ему не повезло. Суровый сельхозработник сразу же остановился и по приказу Вована опустил руки с руля. Бандит спокойно вытянул Лешу, а трактор поехал дальше. 

Правда, потом, уже в качестве свидетеля, тракторист обмолвился, что затормозил из-за поведения потерпевшего. Говорил, тот суетился, просил подвезти его и при этом нажимал на разные рычаги... Впрочем, даже отъехав от места происшествия, при всей очевидности картины звонить в милицию механизатор не стал. Объяснение этому дал сам Вован в диалоге с Лешей. Цитирую материалы дела: “Что думаешь, я его не знаю? Да я всю его семью зарезал бы, если бы ты с ним уехал”. 

На этом экзекуция не закончилась. Преступник избил парня трубой и отправил его пешком в Ивацевичи. Угрозы, само собой, не прекратились. И после очередного “наезда” в мае прошлого года Алексей обратился в милицию.

Примерно в это же время Вован уехал в Россию. Чем “авторитет” занимался в соседней стране — неизвестно. В телефонных разговорах с приятелями, в том числе и с Валерой, одним из братьев, познакомивших его с Лешей, он рассказывал, что решает мегаважные вопросы с криминальным миром Москвы и Киева. В курсе ли были российские и украинские бандиты о визите столь “высокого” гостя из Беларуси, остается за кадром.

При всей своей “солидности”, помимо выкачивания денег из юного студента, Вован промышлял мелким воровством. С двумя подельниками тащил все, что неправильно лежит. Не брезговал сливом топлива с фур, крал цветмет, аккумуляторы с машин местных предприятий. На них, собственно, он и “нарисовал” себе еще одну статью за кражу. А потом последовало новое вымогательство. 

В конце декабря прошлого года сообщники Вована попытались продать ворованные с машин батареи местному заготовителю металлов, Федору. Сделка не прошла — не сошлись в цене. А следом к нему нагрянули оперативники. По итогам этого визита подельники “авторитета” оказались за решеткой. Вован обиделся и, позвонив из России Валере, предложил последнему выставить Феде счет. Сумма та же: пять тысяч долларов.

Исполняя обязанности Вована, Валера исправно наведывался в семью Федора, передавая ультиматумы от “босса”. Аргументы не отличались оригинальностью: сожгут машину, дом, убьют семью. В планы потерпевшего это не входило и он обратился куда следует. Итог — спецоперация. Этой зимой сначала задержали Валеру, а затем и Вована, которому тот должен был передать деньги в Бресте. Финалом Яглевичский “авторитет”, вероятно, будет гордиться, ведь брали его бойцы спецподразделения “Алмаз”. 

Листая страницы этого дела, диву даешься. Как ни странно, рэкет не остался в девяностых, принимая вот такие причудливые формы, перекочевывая из больших городов в глубинку. Вспоминаю свежие истории. В конце прошлого года неизвестные в масках с пистолетом и битой ограбили дом предпринимательницы в Барановичах, связав ей руки. А уже в январе в Пинске двое в масках связали скотчем жену бизнесмена с ребенком и ограбили их дом. И таких ЧП по стране хватает. Причем новое поколение бандитов, похоже, действительно не знает жалости, не имеет никаких границ, за которые в свое время не решались переходить ни преступники конца прошлого века, ни советские воры в законе. 

Кто-то из оперативников обмолвился: всегда будут те, кто в жизни ничего не умеет, кроме как бить. А соблазн красивой жизни остается. В том числе и в глубинке, где все чаще растут коттеджи местных бизнесменов. Но в большом городе сегодня сколотить банду практически не реально. А вот в маленьком райцентре, а тем более на селе, кое-кто, оказывается, еще пытается. Причем во многом разгуляться новоявленным “авторитетам” помогают сами потерпевшие, обращаясь в милицию только с ножом у горла. И вот тут возникает резонный вопрос: все-таки по закону жить спокойнее, чем по понятиям?

mityakov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter