В телеэкран легко вписываются шоумены привлекательные, с хорошо подвешенным языком — наличие интеллекта здесь вовсе не обязательно. В этом ряду Вячеслав Бондаренко, ставший недавно соведущим программы ОНТ «Открытый формат», лицо совершенно иного порядка. Перечислю лишь несколько его «титулов», которые говорят сами за себя: писатель (издавался в серии «Жизнь замечательных людей»), историк Первой мировой войны, музыкант (группа «Чехов») и музыкальный критик, радиоведущий. Короче, редкий тип.
— Вячеслав, вы издали более десятка книг. Зачем вы их пишете, какая мотивация? И есть ли в этом материальная заинтересованность?
— Причины разнообразны: скажем, поэт Вяземский всегда мне был глубоко симпатичен и как творец, и как человек — в результате написал о нем книгу. Тема Первой мировой начиналась с нескольких статей и только потом достигла книжных объемов. А вот свой новый роман «День «Б» я писал, можно сказать, из озорства и желания себя проверить — могу ли сочинить авантюрный военный боевик на грани пародии. Оказалось, могу! Каждой своей книгой я освобождаюсь от той или иной темы и двигаюсь дальше. Если у меня нет в работе новой книги, возникает чувство, что я ничем не занят. А что касается материальной стороны, то гонорары, которые я получаю как писатель, меня вполне устраивают.
— Как попасть в колею, особенно белорусскому литератору, который имеет обыкновение жаловаться, что его не издают или недостойно оплачивают его труд?
— Общих рецептов нет. Я, видимо, представляю собой пример белорусского писателя, у которого с самого начала сложились отличные отношения с издателями: контракты на выпуск всех моих книг, вышедших в Беларуси, были подписаны без проблем и на хороших условиях. Возможно, это просто неплохие книги? Вообще, литературное творчество для меня своего рода отдых, иногда довольно экстремальный. Доводилось сочинять даже в аэропорту в перерыве между рейсами.
— Кстати, для вас издание книг и работа на телевидении — это жажда славы, денег или потребность публично излагать свои мысли?
— Ну жажда славы — это удел совсем юных людей, жажда денег — бедных. Читатели мои совсем разные — они живут и в Минске, и в Тель–Авиве, и в Москве, и в Вашингтоне. Я знаю это по письмам, по цифрам продаж в разных странах. Объединяет их одно: это образованные умные люди.
— Давайте уточним: вы чувствуете своего читателя, знаете его в лицо?
— Среди моих читателей — литовский дипломат, глава крупного российского медиахолдинга, японский филолог. Знаю, что одна из моих книг есть в библиотеке Владимира Путина.
— Вы много публикуетесь в России. Где чувствуете себя более востребованным — там или здесь?
— В этом году, к примеру, у меня выйдут сразу четыре новые книги: одна — в Москве и три — в Минске. На мой взгляд, наши издатели несколько зашорены. Им непременно нужно, чтобы в художественном произведении действие происходило именно тут, в родной деревне, а если ты пишешь о чем–то другом — извините, мы вас не понимаем. Такая ограниченность, по–моему, вредит белорусской культуре, она не распахнута во все стороны, а, наоборот, «сидит в окопе» и ревностно отстаивает только свое, местное. С другой стороны, в отличие от российской белорусская культура неизмеримо меньше испорчена, это, может быть, единственный островок славянской культуры с несколько устаревшими, но зато настоящими, а не заимствованными ценностями.
— Вы как–то обмолвились, что об истории Первой мировой войны в Беларуси мало говорят и пишут. А зачем, на ваш взгляд, ворошить прошлое?
— Если задуматься, то идея Беларуси как независимого государства и родилась в Первую мировую войну. Причем если для белорусских патриотов это был своего рода романтический порыв, то для врагов Российской империи (в число которых входили и ее так называемые союзники по Антанте) — хладнокровная спецоперация по устранению геополитического противника. Возникшие на обломках империи новые страны, в том числе и Беларусь, планировались как покорные сателлиты Запада, которые будут буфером между ним и «диким» Востоком. Когда вспоминаешь об этом, становятся яснее мотивы многих современных событий.
— Как автор сценария телепроекта ОНТ «Города–герои» что можете сказать о восприятии Великой Отечественной войны в советское время и сейчас: эта тема сегодня волнует умы и сердца или стала дежурной необходимостью в «красные дни» календаря?
— К сожалению, идут годы, и то трогательное, волнующее ощущение праздника 9 Мая, которое было раньше, от нас уходит. Я хорошо помню, как отмечались в конце 1980–х годовщины Октябрьской революции: вроде праздник, ура, везде транспаранты, а что мы на самом деле празднуем, уже мало кто может внятно объяснить. Очень не хотелось бы, чтобы такая метаморфоза произошла и с Днем Победы. Поэтому сейчас нужен новый, свежий подход к трактовке многих исторических событий, и документально–художественный проект «Города–герои», мне кажется, удался в этом смысле.
— А какой свежий подход вы предложили в изложении этой темы?
— Мы не скрывали никаких болевых точек в истории войны. Плюс ко всему удачными получились наглядные эксперименты, которые в кадре проводил Игорь Сигов. Испечь хлеб по блокадному рецепту, самому построить снежный дом, как это было в 1942–м на Карельском фронте, — все это сразу приближает историю к нам, живущим сейчас.
— В 2003 году за достижения в области радиовещания вы были удостоены Международной премии имени Попова «Бог эфира» в номинации «Ведущий». Вы, можно сказать, корифей радиоэфира. Но почему медлили с работой на телевидении и только сейчас согласились вести ток–шоу?
— Радио отчасти похоже на писательство — ты один в эфире, сам за все отвечаешь. Телевидение же — творчество коллективное. Поэтому мне долго казалось, что это не мое. Сейчас, в процессе работы над «Открытым форматом», мне уже так не кажется.
— Ваши коллеги говорят, что вы чересчур принципиальный и серьезный. Вы правда такой? Без улыбки?
— Те люди, которые знают меня по–настоящему, никогда не заподозрят во мне отсутствие юмора. К тому же не думал, что принципиальность и серьезность — это минусы для настоящего мужчины.
— После того, как вы стали соведущим программы «Открытый формат», вас уже успели покритиковать зрители в Facebook и прочих социальных сетях. Насколько для вас важно общественное мнение?
— Критика, в том числе и необоснованная, — не всегда приятная, но неизбежная часть жизни любого человека, чья работа связана с медиапространством. На свете есть не так уж много людей, чье мнение для меня очень важно. А прислушиваться ко всем и стараться понравиться — это значит потерять себя.