Почему про посадку самолета в Германии из-за ложного минирования зарубежные политики стараются не вспоминать

Реактивное молчание

Как сообщалось в официальном заявлении Ryanair, самолет авиакомпании, следовавший из Дублина в Краков, был вынужден экстренно приземлиться в берлинском аэропорту Бранденбург. Ничего подозрительного на борту не нашли, но пассажиров сняли с рейса, чтобы «упростить их досмотр и проверку багажа». После семичасовой задержки они улетели запасным лайнером в Краков.


Самое интересное состоит в том, что самолет посадили в Берлине 30 мая, а новость об этом появилась только 31-го, причем в пресс-релизе авиакомпании. Все спокойно, размеренно, неторопливо и обдуманно, как будто ничего неординарного не произошло. Как же так? А где мгновенная реакция с политическими заявлениями и комментариями, требования международного расследования и недельная западная истерия? И воздушное пространство над Германией никто не предложил закрыть. Как так? Ведь после недавнего аналогичного инцидента с самолетом той же авиакомпании в Минске нервная реакция европейских политиков последовала уже через 15 минут после посадки рейса Афины — Вильнюс. 

Аргументы из воздуха

Общеизвестно, что такого рода инциденты — не редкость в сфере авиаперевозок. Зачастую люди не обращают внимания на такие ситуации, но инцидент с Беларусью искусственно политизировали, считает политолог Александр Шпаковский. Сейчас произошел аналогичный случай в Берлине: действия немецкой полиции схожи с теми, что предприняла белорусская сторона. Аналитик убежден, что, если бы на борту Ryanair были лица, находящиеся в разыскном листе МВД Германии, их задержали бы так же, как Романа Протасевича и Софию Сапегу.

Случаи с сообщением о минировании, опираясь на международную практику, разворачиваются по одному сценарию: экипаж принимает решение приземлиться, а местные спецслужбы начинают досмотровые мероприятия в аэропорту на наличие бомбы. Подобным образом рейсы останавливаются на 7—8 часов, что доставляет большие неудобства пассажирам. Встает вопрос — кому это выгодно? Александр Шпаковский припоминает случай, произошедший в 2016 году: тогда под угрозой применения боевой авиации в Украине был развернут борт «Белавиа», следовавший из Киева в Минск. Принудительная посадка была в украинском аэропорту Жуляны. Сотрудники спецслужб вывели из самолета гражданина Армении Армена Мартиросяна: допросили, провели повторный досмотр багажа. Ему приказали вернуться в Киев. 

В случае с посадкой борта Афины — Вильнюс или Дублин — Краков было сообщение об угрозе. А в истории с рейсом Киев — Минск у контрольных служб были всего лишь вопросы к гражданину Армении. Мероприятия, которые провели белорусские правоохранительные органы и спецслужбы во время посадки самолета из Афин в Вильнюс, укладываются в европейскую правовую логику и практику, считает эксперт. Он подытожил, что это подталкивает к мысли о срежиссированной провокации, когда ранее заготовленные шаблонные заявления подводят к конкретным выводам.

Страдают простые граждане

В инциденте с рейсом Ryanair Афины — Вильнюс самое неприятное то, что в первую очередь страдают интересы обычных пассажиров. Когда европейские страны без официальных подтверждений разворачивают самолеты, находящиеся в воздухе, они не принимают во внимание, что, кроме белорусских граждан, там находятся и граждане Евросоюза. Как говорится, лес рубят — щепки летят. 

После ковидных ограничений запрет на полеты по политическим мотивам представляется как неприкрытая издевка. Как результат — нарушенные планы, сидящие в чужих аэропортах пассажиры, повышенное напряжение в воздухе и нервозность. Почему-то многие уже забыли, когда в прошлом году планетой овладела пандемия и Европа погрузилась в глубокий локдаун, многие страны сами просили «Белавиа» помочь им доставить домой их граждан. И это в то время, когда собственные перевозчики спокойно сидели дома! «Белавиа» не оставила тогда людей один на один с бедой в чужих странах и пришла на помощь. И делала это независимо от того, какое гражданство было у пассажиров, которым она помогала. Почему об этом никто не вспоминает? Может, все-таки стыдно в глубине души: вместо благодарности сегодня — провокации и санкции… 

Вместо благодарности рейс «Белавиа» Минск — Барселона с полусотней пассажиров на борту развернули прямо в воздухе, не позволив пересечь воздушное пространство Евросоюза. Самолет был вынужден выписывать круги вдоль белорусско-польской границы, чтобы избавиться от топлива и благополучно приземлиться в Минске. И это несмотря на то, что все разрешения на полет у «Бел­авиа» были. Но французские авиачиновники единолично деактивировали план полета, даже не проинформировав белорусскую сторону: в «Бел­авиа» это расценили как воздушное пиратство. Учитывая настроение ЕС и стремление Брюсселя устроить «воздушную блокаду» Беларуси, наш авиаперевозчик был вынужден принять решение отменить практически все рейсы в европейском направлении.

В ТЕМУ

Из сообщения на официальном аккаунте «Белавиа» в Facebook: «Авиакомпания начала восстанавливаться после пандемии COVID-19, открывать новые направления. Мы совсем не ожидали, что вместе с нашими пассажирами окажемся в подобном положении. Несмотря на то что авиакомпания не имела влияния на сложившуюся ситуацию, прямо сейчас наши специалисты работают над поиском новых направлений и корректировкой маршрутов».

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter