Размышления у парадного подъезда

Наведение порядка на земле — не кампания
Наведение порядка на земле — не кампания

Два дома на снимке — заброшенный и элитный — разделяют 200 метров. И эпоха. Оба расположены в столице, на территории бывшего военного городка, а ныне — микрорайона Уручье. «Крик души» — так назвала свое письмо в редакцию, им посвященное, жительница улицы Уручской Феодосия Громыко. А вот цитата из гневного монолога другой столичной жительницы, чей звонок был анонимным: «Вы не журналист, вы — дешевка! Вы продались!..» О чем это женщина? О том же!

Оба обращения касались весьма привычной (даже обязательной) на страницах «СБ» темы. В узком смысле — это строительство и реконструкция. Если более широко — это формирование нового качества жизни. А если уж брать глобально — это «экология» нашей жизни: в городе и деревне, в лесу, в поле, на речке. Как замечают иные читатели, «год наведения порядка миновал: и что же? Кампания закончилась? О порядке можно забыть?» Очень верно замечают!

Звонившая, например, клеймила автора статьи «На метр жилья — кубометр проблем» («СБ», 5 декабря) лишь за то, что он, автор, встал на сторону жильцов домов 103 — 111 по проспекту Независимости — донельзя обветшалых, послевоенной постройки. Эти жильцы добиваются их реконструкции с надстройкой мансард. Реконструкции, которая надолго застопорилась по прихоти других жильцов. Схватка принципиальная!

А вот цитата из письма Ф.Громыко, чьи позиция и пафос, признаться, мне ближе:

«В газете «Советская Белоруссия» много говорится о развитии Минска: сносят старые дома, благоустраивают улицы, строят развязки и новые микрорайоны. Но никого не волнует старый барак на улице Уручской. Здесь собираются подростки и проводят свой «досуг». По улице расположено 14 жилых домов, в которых проживает немало школьников, желающих погонять мяч. Властям надо бы давно убрать это позорище и оборудовать для детей спортплощадку.

Рядом магазин «Европейский», стройрынок «Уручье», элитные дома по улице Острошицкой. Совсем недалеко до Национальной библиотеки, ожидаем открытия станции метро... Никак не вписывается барак в это окружение!»

Вблизи он и впрямь производит гнетущее впечатление. Все стекла выбиты, двери и окна хоть и заколочены досками, но щелей хватает. Соблазнительное место для бомжей и подростков. Легко догадаться, как выглядят внутри барака их «развлечения». Что, спохватимся лишь тогда, когда эта «воронья слободка», стоящая впритык к жилым домам и детсаду, полыхнет?..

О том же — о порядке на земле, удобстве людей и внимании к ним местной власти — пишут из провинции. Например, Анатолий Цветков из поселка Сосновый Бор Светлогорского района: «Наши дома по улице Советской расположены в 50 метрах от противопожарного водоема площадью 40х200 метров. Когда–то в нем была чистая вода, здесь ловили рыбу, летом купались дети, берега были покрыты фруктовым садом и считались санитарной зоной... Потом деревья выкорчевали. Водоем превратился в свалку бытовых отходов, зарос тиной, стал рассадником антисанитарии. В летнее время мы постоянно ощущаем запах зловония от разлагающегося мусора...»

Нет, проблема не осталась без внимания властей. Автор прислал официальные письма, из которых следует, что «...водоем образован сточными водами, его использование в качестве противопожарного невозможно»; что «предложено осушить его во избежание размножения ужей и другой живности» и даже «обустроить его за счет личных сбережений»; что от мусора он «был очищен в 2004 году и повторно в 2005–м».

Но А.Цветков прилагает свежее фото: действительно, замусоренная лужа... Между тем райисполком обещает проводить уборку и чистку ежегодно. Может, еще не сезон?

Очень тревожное письмо написала пенсионерка, ветеран труда и бывшая узница Екатерина Игнатович из деревни Лебедевка Жлобинского района. Она имеет возле дома «кусочек земли с небольшим, но ухоженным садом, откуда открывается прекрасный вид на лес и речку». Рядом город. Многие горожане желают построить здесь коттеджи, и сельисполком якобы им в этом помогает. Дескать, может запросто оформить землю на другого хозяина, если тот имеет власть или деньги. Пока прежний будет бегать в поисках правды, новый, мол, — уже законный владелец. Вот и у Екатерины Викентьевны будто бы хотят изъять землю, которой семья пользовалась с послевоенных лет...

Не может такого быть! Просим женщину уточнить: как это — «хотят изъять»? Кто хочет, к кому вы обращались, что вам отвечали? Срочно пришлите ответы! Только–только ушло письмо, как Е.Игнатович пишет повторно: «С большой радостью сообщаю, что вопрос должен решиться для меня положительно. Буду надеяться, что ваше вмешательство не потребуется. Извините за беспокойство». Сад остается на своем месте. Порядок (не только в гигиеническом, но и правовом смысле), очевидно, сохранится!

Да, между порядком и беспорядком, между «дворцом» и «хижиной» чаще лежат не метры, не годы, даже не деньги, а всего лишь распорядительность, внимание (или нераспорядительность, невнимание!) чиновника. Это и есть главным образом предмет нашего внимания. На этот счет в стране действуют четкие и строгие законодательные акты (последний из них — Директива Президента N 2), которые позволяют газете быть настойчивой.

Летом, например, «СБ» опубликовала статью «Арка особого назначения» — о «диком», несанкционированном паркинге, устроенном во дворе домов на перекрестке столичного проспекта Независимости и улицы Комсомольской. Вскоре меры были приняты, 14 ноября газета опубликовала «Резонанс». Но поставила новые вопросы. Установки шлагбаума недостаточно: он не действует! Кто будет его эксплуатировать и регулировать поток машин? Вопросы адресовались Ленинскому райисполкому Минска.

Ответ последовал. Чтобы не публиковать курьезный резонанс на... резонанс, приведем его смысл.

Шлагбаум установлен за счет средств арендаторов. Его эксплуатация, однако, имеет существенные тонкости. Обязательны не только согласие всех жителей двора, разработка документации и ее согласование (в обязательном порядке — с УГАИ ГУВД Мингорисполкома, Минским городским управлением по чрезвычайным ситуациям, комитетом архитектуры и градостроительства...), но и уведомление налоговых органов. Понятно: чтобы шлагбаум не стал кому–то кормушкой.

Теперь цитата из исполкомовского документа: «для обеспечения постоянного пропускного режима въезда на дворовую территорию и прохождения всех согласований автору статьи предлагаем (странно: при чем тут журналист, живущий в другом районе? — В.П.) совместно с КУП «ЖЭУ–4» выбрать инициативную группу из числа жителей указанных жилых домов для решения вопроса по регулированию шлагбаума, а также установке кабины возле шлагбаума за счет средств жильцов с круглосуточным дежурством вахтера». Дескать, хотели шлагбаум — получите и эксплуатируйте.

Уважаемые товарищи из Ленинского райисполкома! Давайте называть вещи своими именами — не надо перекладывать конкретную ответственность власти на абстрактную «общественность»! Жильцы, которые терпят неудобства (об этом и говорилось в выступлениях «СБ»), вправе рассчитывать, что их интересы обеспечат в первую очередь уполномоченные на то властные структуры. И — довольно отписок, бюрократических умствований! В Директиве N 2 Президента недвусмысленно говорится о персональной ответственности руководителей, обязанных после критических выступлений в государственных СМИ принять исчерпывающие меры. Сколько же можно играть в «в почту»? «СБ» критикует, а чиновники — посмеиваются и дают «советы» вроде вот этого: сами, мол, пишете, и сами потому работайте над претворением в жизнь написанного.

Нет, уважаемые товарищи, так дело не пойдет!

Возвращаем вашу «отписку» обратно!

В соответствии с законодательством просим считать эти строки официальным обращением в исполком Ленинского района Минска. Ожидаем, что структурные и иные подразделения исполкома, занимающиеся вопросами обращений граждан, а также вопросами благоустройства, в очередной раз изучат проблему дворовой территории в районе проспекта Независимости — ул. К.Маркса — ул. Комсомольская и дадут редакции деловой ответ. Как требует этого Директива N 2 Президента Республики Беларусь.

Конечно, одновременно с усилением ответственности власти за порученное дело нельзя быть потребителями и т.н. «простым людом». Почему бы светлогорским активистам БРСМ не провести акцию по приведению в надлежащий вид местного водоема? Посему рекомендация Светлогорского райисполкома (напомню: благоустроить водоем силами граждан или с их участием) выглядит конструктивной. Поскольку мусор и отходы в злополучный водоем сваливают главным образом они, граждане...

А что же барак N 9а по улице Уручской? Вокруг него и окружающих его домов, кстати, в чистой обуви не пройти. Во дворах снята тротуарная плитка и бордюры, земля сплошь изрезана глубокими траншеями, снуют строительные машины... Директор ЖЭС–107 Леонид Михновец прокомментировал: дело это временное — идет замена коммуникаций. ЖЭС не единожды поднимал вопрос о сносе злополучного барака. Но тот, увы, по–прежнему находится на балансе воинской части — как когда–то весь городок. Денег на его снос в воинской бухгалтерии нет, как нет пока возможности снять его с баланса... Будем надеяться, что именно пока.

Будем и впредь следить за порядком здесь и... в других местах. И читатели не дадут забыть. Верно, это не разовая кампания, а серьезный процесс...

Фото автора.

На снимках: между бараком и элитным домом — 200 метров. И эпоха.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter