Торговле пора избавиться от «родимых пятен» времен СССР

Размышления у кулинарного прилавка

Оторвав взгляд от смартфона, продавщица замечает меня на подходе. Сама она находится в дальнем конце отдела. Симпатичное личико выражает надежду на то, что вдруг я все-таки пройду мимо. Не в этот раз, милая, не в этот раз…

Фото Temapenza.ru
Пока рассматриваю разнообразные кулинарные изыски, девушка вздыхает и с нескрываемой досадой на лице неспешно направляется в мою сторону. Дойдя, останавливается и, чуть склонив голову набок, смотрит долгим, пристальным взглядом. До того выразительным, будто говорит: вчера же приходил — выгреб все! «Когда ты уже наешься, ирод?» — читаю я невысказанные «ласковые пожелания». 

Здороваюсь. Вместо ответа продавец моргает накрашенными ресницами. Возможно, это значит: «И тебе не хворать». Хотя больше похоже на ленивое: «Дальше что?»

Невольно нервничая сам, прошу пять сырников. Разогревать не надо. Яиц, молока и кур тоже. Один за другим творожные оладьи влетают в пакет. Девушка закидывает их так, будто совершает бросок в финальной игре мирового чемпионата по баскетболу. Протягивает мне, смотря все так же — с немым укором и безграничной утомленностью. Хочется вслух заверить, что я не похищаю сырники, как разбойник, — на кассе непременно заплачу. Чуть слышно продавец выдавливает:

— Еще что?

Да уже ничего. То есть планировал набрать я много чего. Но как-то расхотелось. И снова микс эмоций в этих глазах напротив. Облегчение — потому что я так быстро отцепился. И раздражительность: «Надо было из-за сырников меня по отделу гонять?!»

Поверьте, не стал бы столь красочно расписывать эту сцену, если бы она не повторялась с удручающей регулярностью. В одном и том же магазине. С одной и той же продавщицей. Причем не в мелкой точке шаговой доступности, а в гипермаркете известной торговой сети. Справедливости ради отмечу, что другая девушка из того же отдела обслуживает с вежливой внимательностью и товар вручает со словами: «Спасибо за покупку, приходите еще». Дежурная фраза, но сильно меняет восприятие. 

Пренебрежительное отношение к покупателю в советской торговле было явлением повсеместным. В эпоху талонов и норм отпуска «в одни руки», дефицита и доступа к нему окольными путями даже простая продавщица ощущала себя королевой прилавка, перед которой заискивала очередь покупателей. А уж завмаг и вовсе был первым после бога. Ну и секретаря райкома партии, само собой.      

Казалось, за четверть века «родимые пятна развитого социализма» канули в Лету. Ан нет. Конечно, культура обслуживания давно вышла на другой уровень. Особенно в тех же торговых сетях, ориентированных на европейские стандарты. Но кое-где у нас порой… 

Объективно могу понять причины такого отношения и даже где-то посочувствовать труженицам прилавка. Работа не сахар, клиенты капризные, начальство придирчивое. Рискну предположить, что каждая вторая из юных продавщиц убеждена: она способна на большее и достойна лучшего. И, собственно, ничего плохого в таких рассуждениях нет. В том случае, когда они мотивируют продолжать образование, искать творческую и более подходящую по духу работу. Единственный вопрос: так в чем же дело? Что мешает? Поступай в вуз, получай диплом, строй карьеру. Или начни свой бизнес, с усмешкой вспоминая дни, когда приходилось торговать сырниками в кулинарном отделе. 

А место за прилавком уступи тому, кто не считает эту работу унизительной. И будет обслуживать клиентов с улыбкой. Или хотя бы без недовольной гримасы на лице и вселенской скорби в глазах.  

proleskovskiy77@mail.ru 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter