Размышления у кулинарного прилавка

Торговле пора избавиться от «родимых пятен» времен СССР

Оторвав взгляд от смартфона, продавщица замечает меня на подходе. Сама она находится в дальнем конце отдела. Симпатичное личико выражает надежду на то, что вдруг я все-таки пройду мимо. Не в этот раз, милая, не в этот раз…

Фото Temapenza.ru
Пока рассматриваю разнообразные кулинарные изыски, девушка вздыхает и с нескрываемой досадой на лице неспешно направляется в мою сторону. Дойдя, останавливается и, чуть склонив голову набок, смотрит долгим, пристальным взглядом. До того выразительным, будто говорит: вчера же приходил — выгреб все! «Когда ты уже наешься, ирод?» — читаю я невысказанные «ласковые пожелания». 

Здороваюсь. Вместо ответа продавец моргает накрашенными ресницами. Возможно, это значит: «И тебе не хворать». Хотя больше похоже на ленивое: «Дальше что?»

Невольно нервничая сам, прошу пять сырников. Разогревать не надо. Яиц, молока и кур тоже. Один за другим творожные оладьи влетают в пакет. Девушка закидывает их так, будто совершает бросок в финальной игре мирового чемпионата по баскетболу. Протягивает мне, смотря все так же — с немым укором и безграничной утомленностью. Хочется вслух заверить, что я не похищаю сырники, как разбойник, — на кассе непременно заплачу. Чуть слышно продавец выдавливает:

— Еще что?

Да уже ничего. То есть планировал набрать я много чего. Но как-то расхотелось. И снова микс эмоций в этих глазах напротив. Облегчение — потому что я так быстро отцепился. И раздражительность: «Надо было из-за сырников меня по отделу гонять?!»

Поверьте, не стал бы столь красочно расписывать эту сцену, если бы она не повторялась с удручающей регулярностью. В одном и том же магазине. С одной и той же продавщицей. Причем не в мелкой точке шаговой доступности, а в гипермаркете известной торговой сети. Справедливости ради отмечу, что другая девушка из того же отдела обслуживает с вежливой внимательностью и товар вручает со словами: «Спасибо за покупку, приходите еще». Дежурная фраза, но сильно меняет восприятие. 

Пренебрежительное отношение к покупателю в советской торговле было явлением повсеместным. В эпоху талонов и норм отпуска «в одни руки», дефицита и доступа к нему окольными путями даже простая продавщица ощущала себя королевой прилавка, перед которой заискивала очередь покупателей. А уж завмаг и вовсе был первым после бога. Ну и секретаря райкома партии, само собой.      

Казалось, за четверть века «родимые пятна развитого социализма» канули в Лету. Ан нет. Конечно, культура обслуживания давно вышла на другой уровень. Особенно в тех же торговых сетях, ориентированных на европейские стандарты. Но кое-где у нас порой… 

Объективно могу понять причины такого отношения и даже где-то посочувствовать труженицам прилавка. Работа не сахар, клиенты капризные, начальство придирчивое. Рискну предположить, что каждая вторая из юных продавщиц убеждена: она способна на большее и достойна лучшего. И, собственно, ничего плохого в таких рассуждениях нет. В том случае, когда они мотивируют продолжать образование, искать творческую и более подходящую по духу работу. Единственный вопрос: так в чем же дело? Что мешает? Поступай в вуз, получай диплом, строй карьеру. Или начни свой бизнес, с усмешкой вспоминая дни, когда приходилось торговать сырниками в кулинарном отделе. 

А место за прилавком уступи тому, кто не считает эту работу унизительной. И будет обслуживать клиентов с улыбкой. Или хотя бы без недовольной гримасы на лице и вселенской скорби в глазах.  

proleskovskiy77@mail.ru 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
пенсионер, за 60, Россия
Все обрастает мифами. Сегодня, когда больше половины населения не знают что такое советская торговля, автор рассуждает об ее родимых пятнах. Все эти талоны, пустые прилавки это было на завершающем этапе СССР, когда советской торговли уже не существовало. Напомню, а может быть сообщу для многих, что кооперативное движение и рыночная экономика начала существовать с 1986 года,т.е. более 30 лет. Настоящая советская торговля мало походила на описанную автором. В магазинах самообслуживания, прообразе супермаркетов, все уже было расфасовано заранее. В обычных магазинах кроме обязательного обслуживания были бесплатные услуги, к примеру, нарезка сыра или колбасы. Торговля овощами и отечественными фруктами была очень демократична - сам выбирал и нагребал сколько надо. Продавцы всегда были и будут очень разные. Только в советское время они очень боялись жалобной книги, а сейчас она чисто ритуальная, без всякого воздействия. В 1969 году, мы выбирали платье сестре в гомельском магазине. Так вот продавец терпеливо приносила образцы и сама же оценивала, как сидят они на ней. В тот раз мы не нашли ничего подходящего, но продавец посоветовала где и когда лучше искать. Тогда это привязывалось к дате поставки продукции. Напомню, что продавцы крупных сетей, особенно торгующие бытовой техникой и электроникой, должны были иметь как минимум среднее техническое образование по специальности "товароведение". Продавцы сети "Мелодия" могли рассказать о новых поступлениях и всех новинках фирмы "Мелодия". Я к тому пишу, что утверждение автора, что советская торговля это сплошное хамство и бездельники мягко говоря не корректно. Я бы мог привести десятки примеров хамства и некомпетентности  сегодняшних, капиталистичеких менеджеров по продажам и так называемых консультантов, когда для продажи более дорогого товара они обливают грязью их более дешевые аналоги и откровенно обманывают покупателей. Еще неизвестно, что хуже, заставить покупателя купить более дорогой товар или просто косо смотреть на покупателя.
Александр,53,Бобруйск
Сейчас намного больше вопросов к магазинам шаговой доступности и не к продавцам оных,а к тому,что в них поставляет руководство оных магазинов---грязную картошку,буряки,морковь,гнилой лук,помидоры и прочее,жёлтые огурцы,отвратительного качества квашеную капусту,помидоры и солёные огурцы,которые солили уже порченными. Вот какие ныне реалии. В соседнем супермаркете,которому 11 лет ни разу с таким явлением встретиться не доводилось. Вывод---Белкоопсоюз требуется реформировать в частную сеть,однозначно.
Валентина, 99
Пару лет назад, находясь в Хотимске посетила Универмаг. Что то выбрала и со мной молча расчитались на кассе, молча дали сдачу и я молча ушла. Ни тебе здрасте,ни тебе  до свидания, ни тебе спасибо за покупку и приходите еще. И все это в пустом магазине. Эти продавщицы в своем дремуче-сонном состоянии и так уйдут на пенсию.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?