Корреспондент "Знаменки" побывала в информационном центре атомной энергии

Разберем по атомам

Корреспондент "Знаменки" побывала в информационном центре атомной энергии
Слушать рассказы о развитии атомной энергетики скучно? А вот и нет! Если показать, нарисовать, разрешить понажимать, замерить и покрутить, то серьезные научные темы могут быть по-настоящему интересны даже в детском саду. Убедились в этом, побывав в информационном центре атомной энергии.

 

АЭС на ладони и фиксики на экране


Уникальные коммуникативные площадки для школьников, родителей, студентов и педагогов не первый год работают в 22 городах России, Вьетнама и Бангладеш. В Минске информационный центр атомной энергии открылся в апреле благодаря сотрудничеству Министерства образования и корпорации «Росатом». Поскольку нужен он в первую очередь для популяризации науки, технологий и просвещения в сфере современных ядерных технологий, то и месторасположение его символично – на базе Республиканского центра технического и инновационного творчества.

С порога сразу будто попадаешь в будущее. Если юные посетители не разбегутся глазеть на макет современной атомной электростанции, замерять радиоактивный фон и юзать планшет с приложением «АЭС на ладони», то наверняка успеют на занятие. Проект «ФИКСИруй опыт» – для самых маленьких. Дошкольникам и ученикам начальной школы показывают серию их любимых мультиков про фиксиков, после чего увлеченно ищут следы героев, рисуют шифровки, извлекают звук из простой соломинки для коктейлей и дружно отвечают на вопросы викторины. Неудивительно, что даже самые крохотные знатоки забывают о родителях на полчаса. Потому что детям независимо от возраста интересны настоящие физические опыты, считает менеджер проекта Наталья Фельдман (г. Владимир):

– Наш эксперимент легко повторяется в домашних условиях: обычная трубочка для питья не издает никаких звуков, если в нее подуть. Поэтому с одной стороны вырезается остро­уголь­ный язычок. Если подуть в него, воздух проходит через пространство с усилием. Появляется звук! А дальше мы раз за разом укорачиваем трубочку с другого конца, и тембр меняется с низкого на высокий. По такому же принципу звучат саксофоны, флейты, кларнеты. У этого опыта есть только один минус: когда малыши узнают, как извлекать звук из соломинки, страдают уши родителей. Зато потом через несколько лет ребята, изучая на физике тему «Звук», быстрее ее усвоят, потому что у них был веселый практический опыт в детстве. Когда преподносишь научные факты в играх, конкурсах и викторинах, показываешь, как устроена техника, зачем нужна атомная энергия и в каких отраслях ее используют, у малышей просыпается интерес к физике, химии, биологии.


Всегда пожалуйста


Минчанка Валентина привела на урок четырехлетнего сынишку Алеся. Пока он занят нарезанием и «озвучиванием» трубочек, молодая мама, математик-программист по образованию, рассматривает экспозицию центра и делится впечатлениями, покачивая в слинге младшенького, наверняка тоже будущего исследователя:

– На «Фейсбуке» с мужем подписаны на группу про науку. Недавно посетили лекцию о белорусских полярниках, которые проводили исследования в Антарктиде. Там же увидели приглашение на это занятие. На подобные уроки ходим с удовольствием. И ребенку в четыре с половиной года это интересно, он подбегал только что, хвастался своим рисунком. Хочу узнать про другие программы, чтобы прийти сюда еще раз.

Все лекции, экскурсии и дискуссии с учеными в центре бесплатные. Главное – записаться заранее по телефону, рассказывает директор информационного центра атомной энергии Татьяна Шлык:

– Ежемесячно центр посещают более полутора тысяч учащихся, специалистов, гостей страны. Работаем и каждую третью субботу месяца, чтобы к нам могли приехать из регионов. Регулярно проводим встречи с учеными, которые рассказывают о тенденциях развития атомной отрасли, развеивают наиболее распространенные мифы.

Можно посмотреть и обсудить научно-популярные фильмы в кинозале с панорамным экраном и стереоскопической проекционной системой. Не покидая кресла, побывать на Луне и  Солнце, в Антарктиде и тропиках, посмотреть на атомную станцию сверху и очутиться на глубине 400 метров под землей, увидеть космические аппараты и спутники.


Сколько в тебе бананов?


Посетители информационного центра получают не только новые знания, но и с удовольствием испытывают умную технику на практике. Например, измеряют радиоактивность собственного тела. Интересно же знать, сколько в тебе беккерелей!

– Во мне – 0,356... Ой, не запомнил. Так это много или мало? – вопрошает школьник Сережа, замеряя, насколько сильно он «фонит».

– Это мало. Бананы, например, имеют более высокий фон, чем ты. Раньше даже хотели радиацию измерять в бананах, пока не придумали такую единицу, как беккерель. Теперь радиоактивность воды, продуктов, почвы измеряется в них, – администратор центра объясняет детям все так легко и доступно, что уже не только Сережа, но и его одноклассники слушают мини-лекцию, раскрыв рты.

Еще один магнит притяжения – интерактивная панель с планшетом. Приложение адаптировано для школьников и взрослых без специального профильного образования. Знакомит со сферами применения радиационных технологий в медицине и сельском хозяйстве, рассказывает об атомной энергетике и альтернативных источниках энергии, показывает устройство современной АЭС и даже позволяет самому проверить ее на прочность, запустив сильнейший ураган.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter