Раз. И еще много раз...

Об экологической акции

22 сентября у нас впервые пройдет масштабная экологическая акция. Предполагается, что в этот день автомобилисты оставят свои машины дома, будут ходить пешком или пересядут на общественный транспорт. Организовывать акцию взялось Министерство транспорта и коммуникаций совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Получится ли совершить задуманное?


Идея нынешней акции ненова — в Европе День без автомобилей уже стал привычным. Он является апогеем так называемой Недели мобильности, которая проходит с 16 по 22 сентября. В прошлом году в мероприятии участвовало почти 1.500 европейских городов. Их жители по возможности пользовались экологическими видами транспорта, ездили на велосипедах, устраивали конкурсы, разыгрывали призы и сувениры. Одним словом, получали удовольствие, при этом приносили пользу природе и пропагандировали «антимашинное» сознание. Примерно такие цели и у наших энтузиастов. Одно «но»: стремясь скопировать западный опыт, мы здорово отстали от европейцев в основательности. Где масштабная подготовка к акции? Почему не висят тут и там рекламные плакаты, лозунги, не раздаются призывы? Лично я пока слышал одни банальные фразы вроде «хотим призвать людей задуматься об экологии».


— Попытаемся убедить горожан пересесть на общественный транспорт, — ставят амбициозные задачи в Минтрансе. — К участию никого принуждать не будем. Дело добровольное. Поддержку нам окажут облисполкомы, Мингорисполком. Появятся в городах и растяжки, и реклама, а на телевидении — ролик.


Что ж, подождем. А пока смоделируем ситуацию. Заявленная дата — 22 сентября, понедельник. День тяжелый. Сотни тысяч минчан спешат на работу. А тут еще станция метро «Октябрьская» по–прежнему закрыта на реконструкцию. Добираться на службу нужно с пересадками. Захочет ли автомобилист, который отвык от толкучки в наших автобусах и троллейбусах, вариться в каше из пассажиров? Вопрос риторический. Да и смысл акции ему неясен.


— Очевидно, проведение такого дня — это пиар-акция, — поделился со мной своим видением председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Если говорить умным языком, День без автомобилей — одно из мероприятий по управлению транспортным спросом. Но на Западе это элемент целой системы, ориентированной на ограничение автомобилизации. У нас — пока разовое, а поэтому непонятное для людей явление.


Недавно специалисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте провели исследования, проанализировав темпы автомобилизации в стране. Результаты показали, что движемся мы по так называемому американскому пути. Если сейчас, по статистике, в Минске на 1.000 человек приходится около 270 машин, то в скором будущем этот показатель увеличится как минимум вдвое. Исследования показали и то, что люди выступают против ограничения автомобилизации и не понимают в принципе, зачем это нужно. Выходит, потенциальная неудача грядущего Дня без автомобилей таится в психологии!


В европейских странах давно пришли к выводу, что рост количества машин нужно сдерживать. Для этого существует множество методов. Это и переориентация спроса: сделать так, чтобы человек пересел на удобный и комфортный общественный транспорт, а лучше — на велосипед. И платные парковки, и закрытие центров крупных городов для автомобильного движения — мероприятий сотни. А сто первое — День без автомобилей. Это как верхушка айсберга. У нас же при отсутствии реальной работы по решению автомобильной проблемы идея призвать всех оставить дома машины выглядит непоследовательной.


...И все же, несмотря на очевидные недоработки, предрекать провал сентябрьской акции мы не будем. Время еще есть — ситуацию можно исправить. Наладить контакты с представителями автомобильных сообществ и велосипедистами, привлечь к акции известных людей, шоуменов, опытных пиарщиков, которые активизируют рекламу. Заодно пора подумать о задачах на перспективу. Скажем, почему бы не развивать у нас услугу подвоза? В европейских городах, к примеру, очень популярны странички в Интернете, на которых люди договариваются о совместных поездках. Грубо говоря, сосед подвозит соседа. И так по очереди. Да мало ли что еще можно придумать — было бы желание. Настало время наполнять экологические проекты реальным содержанием, а не лозунгами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter