Раввин Григорий АБРАМОВИЧ: Звуки раскаяния

Зачем в синагогах трубят в шофар?

Зачем в синагогах трубят в шофар?

Существует в еврейской традиции обычай с первого числа месяца Элул, который в этом году выпадает на 6—7 августа, и до дня, предшествующего кануну Рош а-шана, еврейского Нового года, в синагогах трубить в шофар (древний духовой инструмент, сделанный из рога животного). Этот обычай сформировался в Средневековье и был призван напомнить о том, как Моисей поднялся ко Всевышнему на гору Синай второй раз, чтобы просить о прощении для народа после греха создания золотого тельца и получить от Творца новые скрижали. Эта история пробуждает в каждом еврее (и не только) стремление к тшуве — раскаянию и возвращению ко Всевышнему.

В Торе, в книге Бемидбар (29:1) еврейский Новый год назван Днем трубления. Следуя сказанному в псалме (98:6), голосом шофара мы славим Всевышнего. Некоторые в звуках шофара слышат голос человека, стремящегося к Богу. Талмуд (трактат “Рош а-Шана”), помимо вышесказанного видит в звуках шофара тревогу мужчины и плач женщины. И тут невольно задумываешься, а слышат ли мужчины и женщины шофар по-разному?

Согласно исследованию доктора Майкла Филипса (Indiana School of Medicine, США), мужчины слушают (воспринимают информацию) одним полушарием, а женщины двумя. Однако неужели, ссылаясь на научные исследования, мы допускаем, что слышим шофар по-разному? Раввин Стивен Кац (Hendon Reform Synagogoue, Лондон) настаивает на том, что и мужчины, и женщины слушают и слышат шофар так, как они готовы его воспринять. Нет гендерного различия в области восприятия звуков шофара. Важно услышать звуки, воспринять глубину традиции, понять смысл трубления и осознать силу раскаяния.

И все же различия в восприятии звуков, издаваемых шофаром, есть. И не в том, слушает ли мужчина или женщина, или в том, воспринимаем мы звуки как тревогу или плач. Разные типы трубления в шофар — длинный звук (ткия), прерывистый (шварим), точечный (труа) — достаточно символичны. В Махзоре “Устремленность Души” (стр.103) приведены толкования раввина XV века Ицхака Арана. Ткия — это символ праведников, труа — злодеев, а звук шварим — символ тех, кто находится в промежуточной категории. Таким образом, мы трубим не только звуки, разные по длительности и частоте, но и звуки, символизирующие понятие праведности, греха и раскаяния.

Не секрет, что ритм и сама музыка имеют серьезное и глубокое значение в жизни человека. Внутри нас стучит сердце, рядом каждую секунду мы слышим различные звуки, многие из которых нас учат и формируют. Как звук проходит по шофару, не оставаясь внутри, пусть так же пройдут мимо Всевышнего обвинения против нас, не оставаясь доводом к наказанию, повествует Мидраш (Песикта Рабати 41). Пусть звуки шофара, пути раскаяния, будь это ритм, музыка или слова, затронут наше сердце, и мы извинимся перед теми, кого обидели, и услышим извинения в наш адрес. И пусть звуки шофара, в которых мы, возможно, услышим трепет и плач, голос мужчины и женщины, принесут нам надежду на лучшее, которого, будем надеяться, мы достойны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter