Красный Крест реализует важный проект «Няня вместо мамы»

Равнодушным здесь не место

Пожалуй, в каждой больнице Беларуси на стационарном лечении есть малыши, которые остались без попечения родителей. Своим мамам и папам они оказались не нужны. К трудностям и лишениям таким детям не привыкать, но в больничных палатах особенно хочется заботы и поддержки. Медики не всегда могут уделить детям-сиротам больше внимания, чем остальным, — у врачей и медсестер попросту не хватает времени. Поддержать малышей, которые оказались в медучреждениях, взялся Красный Крест. Общественная организация запустила важный проект “Няня вместо мамы”. Деньги собирали всем миром. В финансировании работы нянь поучаствовало более четырех тысяч белорусов. Теперь малышам, которые лечатся в больницах Минска, Гомеля, Бреста, Гродно, Борисова, Мозыря, не так одиноко.

фото автора

Екатерине Бейне 24 года. Второй месяц девушка работает при Брестской детской областной больнице. Кормит, пеленает, читает сказки, рисует, просто разговаривает с детьми. Каждый день ей нужно уделить внимание пяти малышам. Иногда их меньше, но, как правило, больше. 

Мы идем по хитросплетениям больничных коридоров. На лицах маски, на плечах халаты. Поднимаемся в педиатрическое отделение номер пять. Здесь необходимое лечение получают новорожденные и недоношенные дети. Как раз заканчивается обход. За стеклом врачи обсуждают состояние пациента, который только-только появился на свет. В соседнем помещении мамы кормят младенцев. Кто-то уже покушал и дремлет у мамочки на руках. Только возле самой первой кроватки никого нет. Анастасия родилась пару недель назад. Мама от девочки отказалась. Малышка кряхтит, капризничает. Катя берет ее на руки:

— Перед вашим приходом Настенька подкрепилась. Теперь ее нужно подержать, поговорить, чтобы она чувствовала, что тоже кому-то нужна, — шепчет няня, стараясь не разбудить других малышей.

Через мгновение Настя засыпает. Катя качает ее на руках еще несколько минут, укладывает в кроватку, и мы выходим в коридор. Девушка признается: когда ей предложили работать с детьми-сиротами, она согласилась не сразу: 

— Долго думала, переживала. Знала, что могу помочь детишкам, но сомневалась, выдержу ли морально. Ведь среди пациентов есть дети с очень серьезными заболеваниями. Что я смогу дать таким малышам? Но решила все же попробовать. Теперь от сомнений не осталось и следа. От работы получаю огромное удовольствие. И к тому же приношу реальную пользу детям. 

А это для меня очень важно. Равнодушный человек здесь точно не сможет работать.

В больнице у Кати полноценный рабочий день. Она занимается с детьми разных возрастов. С каждым ребенком проводит час-два. Для детишек, не избалованных вниманием взрослых, приход няни — событие, которого они ждут с нетерпением:

— В детской больнице работает замечательный персонал. Внимательный, заботливый. Но ребенку всегда нужно чуть больше, чем просто укол, просто еда. С ним надо поговорить, поиграть, почитать сказку. Понятно, что у медперсонала на это времени попросту не хватает. Моя задача и заключается в том, чтобы скрасить пребывание детишек в больнице, поддержать их в сложный момент, выслушать то, что накипело.

Когда в больницу поступает ребенок-сирота, медицинская сестра тут же сообщает об этом Кате. Знакомство — самый важный и сложный этап. К каждому нужно найти подход. У Екатерины в этом богатый опыт — после окончания школы она начала работать семейной няней. За своих новых маленьких друзей девушка очень переживает:

— Даже дома после работы постоянно думаю о них. Жаль этих детишек, они-то ни в чем не виноваты. Радуюсь, когда кто-то обретает новую семью или биологические родители берутся за ум и им возвращают ребенка. Недавно в опекунскую семью оформили двухмесячного мальчика, сейчас готовят документы на девочку. Мне очень хотелось бы знать, как сложится их дальнейшая жизнь, но это вряд ли возможно...

Особенно Катя волнуется за своего первого больничного друга — Давидика. Мальчику всего шесть месяцев, но социальным службам пришлось изъять его из семьи. У Давида врачи обнаружили серьезное заболевание дыхательных путей:

— Он удивительный мальчик! Милый, улыбчивый, он совсем крохотный — в полгода носил памперс-”единичку”. Мы быстро подружились. Малыш всегда радовался моему приходу, визжал, махал ручками! К счастью, Давидик пошел на поправку, его выписали и даже, насколько мне известно, вернули в семью. Надеюсь, у него все сложится хорошо.

Катя вздыхает и, снимая маску, рассказывает о тех, с кем ей еще довелось познакомиться в светлых больничных палатах всего-то за месяц с небольшим. Детские судьбы разные, но при этом они невероятно похожи:

— В реанимацию поступил трехлетний мальчик, лежачий с рождения. Его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Я начала читать, а он стал плакать, задыхаться — оказалось, ребенок не может понять, о чем идет речь в книге для малышей. Мне стало страшно. Начали с самого элементарного — я показывала цвета на пирамидке, рассказывала о том, что происходит на улице. В свои три года он там никогда не был...

На появление незнакомой тети в белом халате детишки всегда реагируют настороженно. Раскрываются лишь тогда, когда понимают, что ставить уколы или давать лекарства она не собирается. С детьми постарше Катя учит буквы, раскрашивает картинки, придумывает невероятные истории. 

К занятиям часто подключаются и другие детишки, которые лежат в больнице вместе с мамами:

— Малыши очень талантливы! Один мальчик, его зовут Руслан, каждый рисунок сопровождает невероятной историей. Он придумывает, кто построил только что нарисованный дом или куда едет машина, изображенная на картинке. Рассказывает, почему небо стало серым, а листья желтыми. Иногда получаются настоящие сказки — заслушаться можно!

Катя мечтает о том, что когда-нибудь ее работа перестанет быть востребованной. Что мальчики и девочки обретут свои семьи, где их окружат любовью и заботой:

— Каждый ребенок нуждается в родительской любви и ласке. Стоит уделить им внимание, и дети начинают вести себя совершенно иначе. У них появляются уверенность в себе, открытость, они чувствуют, что кому-то нужны и интересны. Ребята начинают делиться какими-то своими секретами. Один мальчишка, например, подозвал меня, показал свой “клад”: две вафли и одно яблоко... О жизни вне больницы я детей никогда не расспрашиваю. Зачем их лишний раз травмировать? Они ведь тоже мне много дают: учат не оставаться безучастной и равнодушной, помогать тем, кому ты в силах хоть чем-то помочь...

КОММЕНТАРИЙ

Нина Саваневская, председатель Брестской городской организации Белорусского Общества Красного Креста:

— Любой ребенок в больнице испытывает стресс. Он особенно нуждается в поддержке родных и близких, в позитивных эмоциях. Дети в возрасте до трех лет на стационарном лечении находятся вместе с мамой или папой. Детей-сирот поддержать некому. Восполнить недостаток внимания и заботы — задача проекта Белорусского Общества Красного Креста “Няня вместо мамы”. Всего в Беларуси организована работа 18 нянь. Эти неравнодушные люди помогают маленьким пациентам, поддерживают их, окружают вниманием и заботой. Что бы ни случилось, ребенок никогда не должен чувствовать, что он одинок.

Реквизиты для желающих поддержать проект Белорусского Общества Красного Креста “Няня вместо мамы”:

Брестская областная организация БОКК р/с BY80PJCB30155001141000000933 в ОАО “Приорбанк” ЦБУ № 500 в г. Бресте, БИК PJCBBY2X, УНН 200292588 с пометкой “Няня вместо мамы”.


p.losich@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter