Толковые мастера, способные "вылечить" музыкальный инструмент, нынче редкость

Расстроенные струны у рояля

В одной из московских студий звукозаписи, куда наведываются популярные звезды эстрады, музыкальные инструменты подстраивают каждые полчаса, чтобы качество звука было идеальным. На Могилевщине специалистов, способных «вылечить» скрипку или пианино, — раз–два и обчелся. А если, к примеру, расстроился большой концертный рояль, «доктора» для него приходится вызывать из Минска.


В Могилевском музыкальном колледже имени Римского–Корсакова «поставить голос» фортепиано могут. Здесь два настройщика. Правда, каждый работает на полставки. И по совместительству. В жизни — они музыканты, педагоги. Владимир Пекарский — председатель комиссии духовых и ударных инструментов — параллельно вот уже больше десяти лет «чинит» расстроившийся инструмент. В свое время окончил курсы настройщиков при единственной в стране Борисовской фабрике музыкальных инструментов.

Работы у Пекарского хватает. Только в колледже около 40 фортепиано, за которыми надо смотреть. А за помощью к мастеру обращаются многие:

— В семи могилевских музыкальных школах своих настройщиков нет, а инструмент периодически надо проверять и «лечить». Приходим на выручку коллегам. Время от времени родители, решившие отдать своего ребенка в музыкальную школу, просят посмотреть, хорошее ли пианино купили. Выбирают многие исключительно «на глаз». А внешность часто обманчива: инструмент, который выглядит как картинка, может ужасно фальшивить.

Некоторые пианино или рояли реанимировать, увы, невозможно. Им требуется не настройка, а реставрация, которая стоит почти как новый инструмент.

Пекарский объясняет:

— Сколько прослужит пианино, зависит от владельца. При должном уходе оно будет прекрасно звучать и 30 лет. Но если 10 лет стояло прижатым «спиной» к батарее или, к примеру, покрывалось плесенью в сыром подвале, откуда взяться чистому звуку?

Вообще каждый инструмент нужно осматривать не реже двух раз в год. Но Пекарскому не раз доводилось видеть фортепиано, к которому рука настройщика не прикасалась десятилетиями. Один из таких инструментов, к примеру, фальшивил от того, что в нем завелась моль, поточила насадки и втулки из войлока. Пришлось чистить его изнутри, разбирать, снимать механику, клавиши...

Работа настройщика — не из легких. Чтобы тщательно осмотреть инструмент и поставить «диагноз», нужно часа полтора. Только потом — «лечить». А платят мастерам немного. У Пекарского, работающего на полставки, в месяц выходит около 120 рублей. Оттого, наверняка, и существует проблема с кадрами. Несколько лет назад у Владимира Викторовича появился напарник — коллега–педагог. Но за 10 лет, что Пекарский трудится в колледже, никто из учащихся к нему в подмастерья не просился.

Директор музыкального колледжа Игорь Кузнецов уверяет, что их настройщики с работой справляются:

— Правда, если требуется починить большой концертный рояль, а их у нас — 20, приходится вызывать специалистов из Минска. А настраивать инструменты надо почти каждый месяц: где–то струны поменять, где–то звук отрегулировать, чтобы не было диссонанса.

В Могилевском областном художественном музее имени Павла Масленикова недавно появился большой концертный рояль. Когда на первом этаже открывается новая выставка, ее сопровождают чудесные звуки музыки. Рояль, издающий их, на самом деле — «пенсионер». Его привезли в Могилев в начале 70–х годов из Таллина. Долгие годы он служил во Дворце культуры завода «Могилевхимволокно». И вот его списали — по сути, собрались отправить на свалку. Директор художественного музея Александр Хохряков, узнав об этом, решил подарить инструменту вторую жизнь. Человек, влюбленный в музыку — когда–то окончил музыкальное училище, играет на баяне, рояле, контрабасе и тубе, — не мог позволить, чтобы замечательный инструмент так печально закончил жизнь:

— Это же не просто рояль, это «Эстония» — воплощение идеала, инструмент премиум–класса по мировым меркам. Он красив внешне, и «начинка» у него особенная, собрана в Германии лучшими мастерами. Например, деку для рояля — деревянный щит под струнами — делали исключительно из швейцарской резонансной ели высочайшего качества. Клавиатура максимально чувствительна к прикосновению, что дает возможность передать тончайшие оттенки звука. Да и все остальное сделано так, чтобы каждый слушатель мог «пить музыку», наслаждаться ею. К тому же у «Эстонии» своя история. Когда такой инструмент показали Сталину, он попросил своего соратника Жданова, между прочим выпускника консерватории, сыграть на нем. И был так впечатлен, что взял под крыло завод, производивший рояли «Эстония».

Рояль, который спас от верной гибели Хохряков, оказался не в лучшем состоянии: исцарапанный, струны и шпон порваны, педаль разрушена полностью... На восстановление инструмента Александр Борисович потратил 3 месяца кропотливого труда. Отреставрировал, настроил:

— Мне повезло, я в свое время учился тонкостям ремесла настройщика у лучшего в Могилеве мастера — Лапидуса. Тончайший человек, обладавший исключительным слухом, Владимир Соломонович настраивал инструмент самому Святославу Рихтеру. И тот после «починки» расцеловал мастера. Так вот Лапидус любил повторять своим ученикам: «Пока 100 роялей не настроите, настройщиками вам не бывать».

Позднее, чтобы усовершенствовать мастерство, Хохряков поехал в Москву — на курсы настройщиков. Отучился два года, имеет диплом фортепианного мастера. С тех пор периодически бескорыстно восстанавливает инструменты по просьбе друзей:

— К сожалению, люди нередко относятся к инструментам небрежно. Одно пианино, к примеру, пришлось до настройки «лечить» почти год — совсем рассохлось. Чтобы набрало нужную влажность, каждый день ставил внутрь инструмента банку с водой, тазик — рядом, развешивал в комнате мокрое белье. И уж только после этого стал чинить...

Те, кто умеет «вылечить» инструмент, уверены: пока жива классическая музыка, профессия настройщика не умрет. Тем более что на расстроенном инструменте играть нельзя. Фальшивый звук раздражает. К тому же если в музыкальных школах дети днями будут заниматься на плохом инструменте, музыкальный слух у них просто не разовьется.

Советуют профессионалы:

чтобы музыкальный инструмент не фальшивил, нужно хотя бы 2 раза в год его настраивать, регулировать, пылесосить; 

инструмент должен находиться на расстоянии не менее двух метров от отопительных приборов, на него не должны падать прямые солнечные лучи;

резкие перепады температуры тоже нежелательны, нормальной считается температура 14 — 20°C;

покупая инструмент, непременно посоветуйтесь с настройщиком.

olgak53@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 17 (25152). Четверг, 26 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter