Мир, похоже, скоро просто захлебнется в бессмысленных расстрелах одних людей другими. Почему так?

Расстрел в прямом эфире

Лента новостей «кошмарит» уже, считай, ежедневно. Вот и вчера в голландском Утрехте неизвестные открыли стрельбу в трамвае. «Разбегались по двое», сообщает полиция, значит, было их четверо, не меньше. Три человека погибли, это подтверждено.

18 марта 2019 года. Голландия. Утрехт.

Недели ведь не прошло со стрельбы в новозеландском Крайстчерче. И в бразильском Сан-Паулу. Мы, как и все нормальные люди в мире, скорбим по погибшим. Уж слишком часто в последнее время скорбим...

Давайте попробуем вспомнить, когда все это началось. Наверное, отсчет современных отморозков нужно вести с пресловутого Брейвика. С 2011 года: взрыв в центре Осло и нападение на молодежный лагерь. Флегматичное осмысленное убийство 77 человек, 150 были ранены. Дальше — пунктиром — театр «Батаклан», ноябрь 2015-го, Франция. Расстреляли зрителей на концерте, захватили заложников, пытали их и убивали. 90 погибших только в театре, всего в Париже в ту ночь убили 130 и ранили 350 человек. Про периодическую стрельбу в школах, колледжах и прочих публичных местах США даже и говорить не стоит. Кажется, мир уже просто привык к этому, как ни страшно это писать и осознавать.
Норвегия. Остров Утейа. Здесь в 2011 году Брейвик устроил страшную бойню.

Такое отнюдь не романтическое предприятие, как «Минскводоканал», начинаешь нежно любить, только побывав, например, в Юго-Западной Азии. Или в Африке. Потому что там представить себе воду из-под крана, которую можно пить, невозможно!!! И первые дни, вернувшись, ходишь и дергаешь всех за рукав: вы понимаете, осознаете, пересохшей слизистой чувствуете, в каком богатстве мы каждый день купаемся? Какими сокровищами даже для смыва пользуемся? Через пару дней, правда, отпускает.

Это к тому, что по-настоящему ценить спокойствие и отсутствие боязни мы, кажется, не умеем. И слава богу, и хвала государству, и респект властям и правоохранителям. Но мозгами все понимаем, особенно после очередных новостей про стрельбу и жертвы. А если кто-то не понимает (вернее, не желает понимать), какую и насколько роль в этом нашем благостном спокойствии играет сильное государство со всеми его атрибутами… ну, у меня два варианта. Второй: из своих, зачастую просто шкурных соображений, такой деятель мостит дорогу «тутэйшаму брэйвіку». Даже если на словах он будет отпираться — не верьте.

А чтобы вы хорошо прочувствовали, как оно бывает, коротко расскажу содержание 15-минутного видеоролика. Его снял камерой GoPro (на голове закрепленной) тот самый урод в Крайстчерче. Заметьте: все владельцы и операторы социальных сетей и прочих интернет-площадок клялись-божились, что этот ролик они удалили ну сразу же после… ну почти тут же… как увидели, так и снесли совсем! Все хозяева и бренды, все, кого ни возьми. А ролик продолжает невозбранно путешествовать по сети. Я, для сведения, посмотрел его в 15.55 понедельника, хотя снят и показан той падалью в прямом интернет-эфире (!) он был утром в пятницу (!), да еще по времени Новой Зеландии.
2015 год. Париж. У театра «Батаклан».

Молодое уверенное в себе существо сидит в машине, руль справа. Слева на сиденье — три ружья, справа — еще два ствола, на поясе — портупея со снаряженными обоймами, на руках — перчатки. Он себе явно нравится. Под заводную музыку приезжает к мечети, район не центральный, людей не видно, плотно стоят машины. Останавливается в проезде, выходит, открывает багажник, там автоматы, два или три. Достает один, поворачивает из-за угла к мечети, едва зайдя во двор, начинает стрелять. Человек в дверях падает, убийца переступает внутрь, справа дверь — очередь по фигуре, рухнула, дальше еще дверь — две, похоже, женщины, очередь в упор, сложились мешками.

Меняет магазин, входит в молельный зал, поворачивается направо — очередью во весь рожок по фигурам у стены, слышны предсмертные вскрики. Налево — в углу тоже в ужасе сгрудились люди, очередь, все падают. Кто-то пытается броситься — очередь в упор, труп валится под ноги. Еще очередь налево, в кучу тел, еще ду-ду-ду направо, в груду того, что минуту назад было людьми.

Выходит из мечети к машине, в багажнике берет другой автомат, возвращается — подходит и стреляет в лежащие тела, теперь уже одиночными. Мешки с подтекающей кровью дергаются, тела будто подскакивают, голова девушки раскалывается, волосы черные… Уже на улице, еще постреляв по людям и машинам (аж запыхался, сукин сын, слышна одышка), садится в машину. И под веселую музыку уезжает. На переходе пропускает пешеходов, гадина…

Не затошнило? Про спокойствие, что надо просто ценить, напомнить? Про крепкое нормальное государство, на которое у обывателя (и семьи его! и детей его!), по сути, одна-единственная надежда? Нет?

Тогда давайте еще немного о свободах, правах и интернете. Когда вы с соседкой в очередной раз начнете либерально-модно выступать хором против всяких там ограничений свободного человека, вспомните, как вы в этот момент похожи на новозеландского премьер-министра. При всем нашем сочувствии и к ней, и к народу ее страны… «Четкий урок, который дает нам мировая история, — заявила, посмотрев это в сети Джасинда Ардерн, — в том, что если мы хотим жить в безопасности, действовать нужно сейчас». Это, полагаю, два.

Урок, который дает даже не мировая, а история последних десятилетий: действовать нужно было вчера. Если не позавчера. Хотя и сегодня делать что-то нужно, не обсуждается.

2019 год. Новая Зеландия. Крайстчерч.

Невозбранно и тайно смотреть порнушку в любое время, был бы трафик — это, безусловно, такое достижение человеческого гения, от которого непросто отказаться. И, наверное, для науки социологии неподъемная задача — связать взрывной рост социальных сетей, мессенджеров и прочих заменителей реальной жизни с взрывным же ростом убийств людей. От скуки. От желания славы. От выпершего чувства собственной значимости и общей никчемности. Ну, а как эти причины еще называть — не политическими же убеждениями, согласитесь.

Согласившись, заметьте, что после мирового расцвета интернета почти немедленно наступил и расцвет расстрелов. Женщин, детей-школьников, студентов, верующих, пассажиров в трамвае… Мне кажется, главное тут — чтобы они были беззащитны. Перед могучим и единственным тобой, закалившим тело и воспитавшим дух в глубинах и на просторах социальных сетей. Про разум не говорю — не приходится, к сожалению.

Это и правда такое совпадение, как думаете?

mukovoz@sb.by

Фото РЕЙТЕР
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter