Расследование

Контратака
Контратака

Строго говоря, рубрика «Расследование» в данном случае условна. Собственно, журналистскими расследованиями были две опубликованные еще в прошлом году статьи под общим заголовком «Кто остановит произвол?» и «Мажордом», вышедшая уже в 2005–м. Появление в столице уникального «индивидуального» дома дважды — как факт «вопиющей бесконтрольности» — отметил в своих публичных выступлениях Президент, стройкой занялись правоохранительные органы. Теперь расследование в юридическом смысле, точнее, следствие, ведут те, кому и положено по долгу службы. Но читатели, да и коллеги периодически спрашивают: что дальше? Сообщаю новые известные мне сведения. Для добычи этой информации ничего расследовать уже не приходилось...

Одним из главных поставщиков новостей стал сам г–н Панфилов, «мажордом». Он, представьте, перешел в наступление. Стал регулярно названивать, как–то узнав номер моего мобильного телефона. Хотя не относится к тому кругу лиц, которым я этот номер сообщаю. Ваши статьи, мол, инспирированы, заказаны, и я знаю кем. Но главным образом требовал публикации опровержения, в противном случае грозя судом.

Я отвечал: об опровержении не может быть и речи, под каждой из статей я подпишусь еще раз. Судебная процедура нисколько не страшит, давайте встретимся там. Если же у вас есть новые документы или аргументы — извольте, готов их рассмотреть, выслушать вас и, возможно, эти аргументы привести. У меня найдутся контраргументы, сопоставим.

Доводы Панфилова звучали так. У следствия, мол, ко мне никаких претензий нет. С домом, дескать, тоже все в порядке, он вот–вот будет сдан в эксплуатацию, уже работает приемочная комиссия... Но наши встречи, уже практически оговоренные, так и не состоялись: Панфилов прекращал звонить.

Зато поступили два коллективных письма от жителей деревни Копище. И хотя подписи Панфилова под ними не было, его «тень» за письмами явно маячила. Автора статей буквально обвинили в провокации. «Остановив» строительство, он фактически лишил жителей деревни... газа, который Панфилов якобы обещал сюда провести. Цитирую: «Мы осознаем, что чем больше проверок будет проводиться в отношении людей, которые строили дом, тем призрачней становятся надежды на улучшение жизни простых сельчан. Не понимаем, кто и с какой целью, прикрываясь нашими интересами, сам того не желая, а возможно, и желая, ущемил их, выдав белое за черное?»

Как и полагается, я письменно ответил гражданам, что к настоящему времени редакция не располагает ни одним документом, подтверждающим законность столь недопустимым образом построенного дома. Этот факт является однозначно «белым», неоспоримым. Цель публикаций была лишь в том, чтобы это доказать. Что касается искусственной привязки сюда газопровода, то это напоминает спекуляцию.

Второе письмо приглашало уже на коллективное собрание. Среди пунктов значилось даже обсуждение... заявки на пикет. А вот это, пожалуй, напоминало уже провокацию, нити которой вели... сами знаете к кому. Поэтому я не намеревался на сборе присутствовать. Он, впрочем, тоже не состоялся.

Но главным событием, связанным с домом, за минувшее время стал, пожалуй, фильм «Карточный домик», показанный в программе «Детективная сага» телеканала «Лад». Фильм во многом опирался на упомянутые публикации «СБ», имеющиеся у нас документы, я давал в кадре пояснения. Поэтому не грех и мне сослаться на расследование коллеги, тележурналистки Ксении Бахаревой.

Не моргнув глазом, г–н Панфилов утверждал в камеру, что квартиры дома вовсе не предназначены для продажи. Утверждал, вопреки приведенному в «СБ» и фильме рекламному объявлению в массовой газете. Квартиры, дескать, предназначены исключительно для семей владельцев дома... Все 24 (двадцать четыре!) квартиры? Для двух граждан?..

Умилительно — но скорее цинично! — звучало его объяснение. Место, мол, настолько красивое, что грех было остановиться на двух этажах. Пришлось — ландшафт вынудил! — надстроить еще три.

Зато ближайший сосед («пожелавший остаться неизвестным» и в кадре затененный), наблюдавший стройку с самого начала, утверждал, что дом уже просел. Поскольку его махина сооружена фактически на утеплительных блоках. Выдержит ли конструкция — одному Богу известно. Впрочем, название фильма «Карточный домик» говорило само за себя.

Вскоре от г–на Панфилова поступило весьма странное заявление в милицию. Автор фильма обвинялся в непрофессионализме, т.к. фильм якобы снимал и монтировал «затемненный» сосед. Тележурналисты обвинялись во взломе и проникновении в частную собственность. Но в возбуждении дела автору заявления было отказано. Панфилову разъяснили, что он является «ненадлежащим истцом». То есть относительно данного дома он — никто. Не собственник, не арендатор. «Мажордом»! Несколько ранее столь же экстравагантную попытку он предпринял против редакции «СБ» и автора этих строк. С тем же результатом.

Я мог бы дать слово людям, в прошлом весьма близким Панфилову, в жизнь которых он привнес немало, мягко говоря, проблем. Которые тоже регулярно звонят в редакцию и хотят «вывести его на чистую воду». Но нельзя допустить даже подозрений, что за статьями кто–то или что–то стоит. Пусть говорят факты!

Поэтому, пожалуй, довольно. «Контратака» — это скорее для красного словца. Действия Панфилова больше напоминают суету, возню. Нормы права позволяют подозреваемому (и обвиняемому) защищаться, и Панфилов использует это право на всю катушку. И хотя в фильме говорилось, что двое из фигурантов этого дела находятся под стражей, лично у меня не было и нет намерений посадить Панфилова и кого бы то ни было. Это не дело журналиста! Хотя после некоторых публикаций такое случалось. Как будет на этот раз? Приводим официальный документ, полученный редакцией «СБ» по специальной просьбе.

«Республиканской Прокуратурой рассмотрено обращение о незаконном строительстве многоэтажного жилого дома в д. Копище Минского района.

По указанному факту Минским межрайпрокурором 29.09.2004 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 383 УК Республики Беларусь (самоуправство).

В ходе предварительного расследования установлено, что в 2003 — 2004 гг. под видом строительства одноквартирных жилых домов в д. Цна и д. Копище Минского района жителями г. Минска Панфиловым Г.Д., Малаховым К.В. и Виталевым С.Е. проводилось строительство многоквартирных жилых домов с последующей продажей отдельных квартир за наличный расчет гражданам Республики Беларусь, т.е. осуществлялась незаконная предпринимательская деятельность.

Прокуратурой Минской области уголовное дело по подследственности было направлено для дальнейшего расследования в управление ДФР КГК Республики Беларусь по Минской области и г. Минску.

В настоящее время вышеназванным лицам предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 233 УК Республики Беларусь в незаконной предпринимательской деятельности, сопряженной с получением дохода в особо крупном размере. В рамках уголовного дела на дома в д. Копище наложен арест.

В мае 2005 г. Боровлянским сельским исполкомом создана комиссия по приемке в эксплуатацию домов в д. Копище. Однако и.о. главного архитектора Минского района Теханов В.В. отказал в приемке в связи с имеющимися отклонениями от проекта.

Срок следствия по уголовному делу республиканской Прокуратурой продлен до 29 сентября 2005 г. Ход расследования находится на контроле. Заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Н.М.Куприянов».

Документ начисто опровергает утверждения Панфилова, что у следствия к нему нет вопросов. Как и прочие его аргументы. Надеюсь, что читателю все ясно. Новые публикации по этому делу, вероятно, возможны не ранее, чем итоги следствия будут официально объявлены.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter