Расшатанные окна и нервы

Должен ли ЖЭС ремонтировать квартиру перед сдачей в аренду?

Должен ли ЖЭС ремонтировать квартиру перед сдачей в аренду?

Минчанину Андрею Жилевичу повезло: накануне Нового года он получил ключи от арендной квартиры. Осталась самая малость — сложить вещи и перевезти на новые площади мебель. Тогда даже подумать не мог, что знакомство с соседями начнется с протокола, а заселение затянется на неопределенный срок. Увы, не по его вине.

Дело труба

Постукивая по плитке в кухне, Андрей знакомит нас со своим, пусть пока и временным, жильем. 

 — Плитка держится на честном слове, — со знанием дела поясняет молодой проектировщик. — Чуть толкни ее — и…

Умывальник стоит у стены: повесить на законное место его почему-то забыли.

Конечно, когда Андрей писал заявление о предоставлении ему арендного жилья, о таких «подарках» не подозревал. Хотя начиналось все не так уж и плохо. Стоял на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ноябре подал заявление в администрацию Фрунзенского района, 13 декабря исполком принял решение о предоставлении заветных ключей от квартиры по улице Одоевского, 73.

До этого жил с родителями, бабушкой и дедушкой, так что к домашнему уюту человек он привычный. Но при этом совсем не привереда. Картина, которая предстала взору за дверями арендного жилья, мягко сказать, шокировала. Дом середины 1960-х годов постройки без какого-либо серьезного ремонта. Одна лампочка во всей квартире, раковина в ванной и умывальник на кухне не подключены, звонка нет. Но молодой человек все равно решил подписывать договор. 

Начались прелести арендных будней. Причем сразу. На трубе с горячей водой, поясняет Андрей, как оказалось, не было заглушки. Когда начали проверять воду, она хлынула на пол: соседей залило, на нового жильца тут же составили протокол.

Плачу-то за что?!

«Сюрпризы» на этом не закончились. Самой большой проблемой оказались окна. На кухне плотники вообще побоялись их открывать, чтобы не развалились. А в жилой комнате не смогли — так на совесть они были покрашены. Но замеры сделали, потому надежды на решение оконного вопроса Андрей не теряет. Обо всех замечаниях по поводу состояния долгожданной квартиры он сообщил в ЖЭС № 16 Фрунзенского района. Там вроде и понимают, что жилье надо довести до ума, но при этом разводят руками: материалов нет, средств тоже, рассказывает Андрей.

Он, конечно, ситуацию понимает и в положение входит, но кто же поймет его? По документам он с 20 декабря полноправно арендует квартиру, но на деле жить там не может.

Вместо этого клеит вечерами обои, счищает старую краску с радиаторов, ставит вместе с сантехником заглушки, меняет с электриком разводку в коридоре… Пока идет ремонт, пришла платежка. За десять дней декабря Андрею насчитали более 600 тысяч (!) рублей (300 тыс. — арендная плата за часть месяца и 300 тысяч — за коммунальные услуги).

Почему так много и должен ли ЖЭС сразу предоставлять в аренду годное для проживания жилье? Ответ на этот вопрос в самом ЖЭС № 16 (ЖРЭО № 1) найти не удалось. Директор комментировать ситуацию отказалась. Наверное, понимают в ЖЭСе, что ответы должны быть утвердительные. Ведь если дать обещание, потом еще и за выполнение сроков ответить придется. А так оно спокойней. Вот только надолго ли?

В беседе «не для протокола» представители других минских ЖЭСов не жаловались на нехватку средств на такие ремонты. Составляешь смету, подаешь в администрацию района, после утверждения поступает финансирование. Никаких проблем.

Подписал себе договор

На что все-таки имеет право наниматель коммерческого жилья и не слишком ли на многое рассчитывает наш герой? Разобраться в ситуации с предоставлением арендного жилья помогли в ЖРЭО № 2 Фрунзенского района Минска.

— Нанимателю должны предоставить жилье типовых потребительских качеств, причем в надлежащем состоянии, — отмечает Николай Марук, начальник юридического отдела ЖРЭО № 2. — Если освобождается какое-то жилое помещение, мы должны перевести его в разряд коммерческого и предоставить гражданину в отремонтированном виде. Здесь без вариантов.

Ремонтируются такие помещения за счет средств местных бюджетов. Понятно, что жилье типовых потребительских качеств — это отнюдь не пентхаус. Поэтому если наниматель хочет переклеить обои или его не устраивает цвет пола, то он может улучшать жилье за счет собственных средств. Отсчет заселения ведется с момента регистрации договора. Так что подписал договор — готовься к оплате. Арендная плата начисляется в зависимости от степени благоустройства, расположения квартиры и установленных коэффициентов.

Тут все понятно, но есть нюансы по оплате коммунальных услуг. Если зарегистрироваться в арендном жилье как по месту жительства, оплата будет начисляться по тарифам для населения. А вот регистрация по месту пребывания без снятия с регистрационного учета с прошлого места жительства повлечет начисление коммунальных услуг по себестоимости. И итоговая сумма окажется значительной.

Не надо жаловаться

С одной стороны, Андрей мог не заселяться в квартиру, которая его не устраивала. Но для многих нуждающихся в улучшении жилищных условий синица в руках нередко важнее журавля. С другой стороны, квартира должна быть в надлежащем состоянии. И это уже забота ЖЭСа, как ее привести в порядок перед сдачей. Совсем безнадежного впечатления жилье Андрея не производит. Но детали заставляют задуматься. Увы, арендное жилье из госфонда как альтернатива предложениям частников в данной конкретной ситуации выглядит проигрышно.

— Ремонт жилья перед сдачей в аренду, действительно, финансируется за счет местных бюджетов. И ЖЭСам не надо жаловаться на нехватку средств: ремонт делается раз и на долгие годы.

--------------------------------------

Цифры

На 1 января 2014 года в состав арендного жилья в целом по республике включено 2533 квартиры, по городу Минску — 624 (264 квартиры — за счет вновь введенного жилья, 360 — за счет освобожденного)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter