Распродажи по-белорусски

Какие новогодние скидки предложат белорусские магазины?

Размер новогодних скидок розница порой предпочитает умалчивать

Нарядно оформленные витрины магазинов уже который день напоминают о приближающихся новогодних праздниках. Вперемежку с тематическими рисунками и композициями — заманчивые надписи, состоящие всего из одного слова: «Скидки». Глядя на него, задумываешься: а почему бы не приобрести подарок заранее? Тем более что магические рождественские распродажи вовсю «шагают» по Европе, будоража воображение мыслью о возможности не только купить необходимые товары, но и сэкономить при этом. Чем может порадовать покупателей отечественная торговля и какие настроения бытуют в торговых точках накануне новогоднего ажиотажа, узнавала корреспондент «Р».

Шаги навстречу

Еще недавно Минторг сетовал, что производители неохотно снижают отпускные цены и весь «груз» скидок приходится брать на себя магазинам. Оттого практически все белорусские распродажи таковыми можно было назвать с очень большой натяжкой. Розница ведь могла поступиться только 30 % торговой надбавки, да и то не полностью, торговать себе в убыток никому не хочется. Но сегодня предприятия, кажется, осознали необходимость доселе необязательного для них шага: во многих фирменных магазинах покупателей встречают прилавки со сниженными ценами. Так, «Белвест» «дарит» покупателям женских зимних полусапожек и сапожек скидку в Br 180—300 тыс. и Br 260—600 тыс. соответственно. «Баста» распродает осеннюю обувь, «Westerly» предлагает брюки за Br 169 тыс. вместо прежних Br 219 тыс., джемперы и футболки — за Br 92 тыс. и Br 60 тыс. против Br 119 тыс. и Br 81 тыс. соответственно, у производителей нижнего белья свои привлекательные акции.

«Скидки на отдельные виды выпускаемой продукции в этом году запланировали Минский часовой завод — в размере 15—20 %, мебельная фабрика «Лагуна» — до 17 %, «Галантея», «Славянка» и «Дилис Косметик» — порядка 15 %, брестская швейная фабрика «Надзея» — до 10 %, «Витязь», «Горизонт», — перечисляет главный инспектор Управления организации торговли и услуг Министерства торговли Валентина Врублевская. — Производители в текущем году больше идут на уступки, потому что заинтересованы в продажах. Равно как и в магазинах по всей стране, здесь скидки будут колебаться в пределах 10—50 %, в зависимости от товаров». Так, ЦУМ снижает стоимость швейных изделий на 55 %, Торговый дом «На Немиге» на часы, галантерею, культтовары, электроаппаратуру, телевизоры, проигрыватели делает скидки в размере 15—30 %, магазин «Подарки» «уступает» 10 % при покупке трикотажных и ювелирных изделий…

Заманчиво… Невидимая абстракция

На первом этаже ЦУМа внимание привлекают яркие таблички с нарисованным знаком процента на красном фоне — по всем законам логики, на выделенные товары должны быть скидки. Так и есть, вот только какие и на что — не указано. Лишь на некоторых ценниках стоимость перечеркнута, и экономный покупатель легко может подсчитать, сколько денег останется в кошельке. Так, на микроволновой печи китайского производства можно сэкономить почти Br 100 тыс., отдав «всего» Br 1,08 млн., Br 20 тыс. позволит выиграть хлебопечь. Но рядом с большинством товаров — просто ценники, без привычных перечеркнутых надписей и указания размера скидки. Покупатели, привыкшие хотя бы на зрительном уровне воспринимать выгоду предполагаемого приобретения, в растерянности вертят в руках товар — если выиграют, то сколько? И выиграют ли они? Может, продавец подскажет?

«В стоимость товара уже заложена скидка», — говорит девушка-продавец, пока я разглядываю электрочайник за Br 261 тыс. «А какая?» — тут же интересуюсь размером экономии. Но в ответ продавец только пожимает плечами и отвечает: «Наверное, тысяч 20—30».

Поднимаюсь выше. Здесь рядом со входами в отделы красуются надписи «%» или указывается размер «уступки» на весь ассортимент, скажем, мужского белья. В секции мужской обуви определены как товар на 15 % дешевле только тапочки — за пару просят без малого Br 73 тыс. Все те же тапочки, только женские, с той же скидкой предлагают и в отделе женской обуви, но здесь еще можно оставить в кошельке нетронутыми порядка Br 200 тыс., покупая осенние сапоги. Производитель костюмов предлагает в подарок к покупке галстук, на 40—50 % «урезали» цены на женские и мужские головные уборы из натурального меха — теперь пушистая шапка стоит Br 748 тыс., на 20 % снизило стоимость трикотажа предприятие... Примечательно, что на скидки производители идут часто. Правда, в некоторых отделах немногочисленные товары по сниженной цене выглядят как капля в море.

Вместе с тем в отделе организации торговли ЦУМа говорят, что распродажи, подарки и акции ждут покупателей на протяжении всего декабря. Всего пройдет более 50 рекламных мероприятий, а цены будут снижены практически на все группы товаров. Что же касается неуказанного процента скидок, то, по словам специалиста отдела, информацию можно получить у продавца «на зале»...

На фоне Торгового дома «На Немиге» теряется даже «скидочный» ГУМ с его «экономными» люстрами, трикотажем, бельем… Конечно, во всех универмагах бойкие распродажи развернули «Атлант», «Горизонт», «Витязь», а также некоторые зарубежные производители бытовой техники. И тем не менее, когда попадаешь сюда, сложно не отправиться следом за людьми, толпящимися возле стеллажей с ярлыками «Хорошая цена» и «Скидка». Берут под эту марку кастрюли и сковородки, гремят посудой, несут одеяла и ковровые дорожки…

Выжидая время

А тем временем в секторе частной торговли царит неразбериха. Розничные торговые точки разделились на два лагеря: те, где с распродажами решили повременить, и те, где таковые идут вовсю. Причем скидка в последних, бывает, доходит до 60 %. При большом желании можно найти джинсы за Br 180 тыс., туники и джемперы за Br 170 тыс., осенние куртки за Br 500 тыс. и за столько же короткие пальто, шарфы за Br 70 тыс. Множество вариантов для желающих прикупить легкую обновку на весну—осень. И везде привычные глазу таблички, указывающие на скидки, а на вещах — или перечеркнутые ценники для расчетливого покупателя, или ярлыки, указывающие на размер скидки. Правда, есть и другие «интересные» условия: при покупке двух вещей на кассе вам «сбавят» 15 %, трех — сразу треть цены.

Сетевые магазины, торгующие бытовой техникой, также радуют покупателей скидочными программами. В «Пятом элементе», например, при покупке, скажем, телевизора за Br 5 млн. и ноутбука не менее чем за Br 2,5 млн. на второй предмет предоставляется 50 %-я скидка. И, надо сказать, людей не останавливают ни немалые цены, ни чрезмерно высокие проценты по кредиту. Заманивают сниженными на 20—60 % ценами и ювелирные магазины, вот только покупателей в них не очень много.

И все же во многих магазинах по-прежнему ждут заветной отметки двухнедельного срока перед началом нового года для того, чтобы начинать грандиозные распродажи. Раньше, поясняют ритейлеры, невыгодно. Дело в том, что белорусы обычно остаются верны своим привычкам, главная из которых — тянуть с покупками до последнего. В рознице все чаще говорят о сформировавшихся тенденциях предновогодних скидочных кампаний по чисто белорусской модели, когда выжидание становится ключевым фактором как для покупателей, так и для продавцов. Но хотя и производители, и торговля заинтересованы в больших объемах продаж, ведь для некоторых это возможность «закрыть» год с прибылью, покупателей останавливают безликие таблички «%» без указания цены вопроса. Давно известно: чем больше сделаешь скидку, тем выше вероятность, что именно этот товар окажется в корзине. Привыкших же считать каждую тысячу вряд ли привлечет абстрактная скидка — не те времена, чтобы не экономить на мелочах, тем более сегодня они стоят совсем не дешево.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter