Расписание на завтра

Беларусь готова вступить в глобальную европейскую сеть по аллергии и астме
Беларусь готова вступить в глобальную европейскую сеть по аллергии и астме

Сегодня сеть объединяет уже 24 университета. В самом ближайшем будущем к ней примкнут еще 15 центров. И, по словам знаменитого бельгийского профессора Пауля Ван Ковенберге, в Европе очень надеются, что минимум одно из новых звеньев сети будет с «белорусской пропиской».

Если отталкиваться от самого названия, то в аллергии вроде бы и нет ничего страшного: в буквальном переводе это означает всего–навсего «реагирую по–иному». Раньше этот недуг по причине чрезвычайной редкости вообще считали «странной болезнью». Кто знал, что в XXI веке «реагировать по–иному» человек будет на тысячи веществ, начиная с пищевых продуктов и кончая загрязнителями окружающей среды? Иной раз медики сталкиваются с такими уникальными случаями, что сами диву даются. Бывает ведь аллергия на пот, на волосы, на перхоть и даже на... сперму. На заре своей карьеры Пауль Ван Ковенберге лечил пациента с аллергией на верблюжью шерсть, причем верблюда как такового бедняга в глаза не видел. За такими единичными случаями — миллионы более типичных, количество которых растет чуть ли не в геометрической прогрессии. Например, в США различными аллергическими заболеваниями страдают уже более 30 млн. человек. В Беларуси только аллергическим ринитом — каждый седьмой. Астматиков у нас около 53 тысяч, хотя не так давно было на 10 тысяч меньше. Некоторые предприятия в медицинской статистике стоят отдельной строкой — скажем, Оршанский льнокомбинат, где из–за красителей и пыли работники сталкиваются с аллергией еще чаще. Ситуация усугубляется тем, что на всю эту армию аллергиков специалистов не хватает. Далеко не во всех даже областных городах есть пока полноценные аллергологические отделения, что уж говорить о кабинетах в глубинке! Да, лучше других «прикрыт» аллергологами Минск. Есть у нас и высококлассная аппаратура, и современные радиоиммунные методы, с помощью которых, как подчеркивает главный аллерголог Минздрава Республики Беларусь Николай Скепьян, можно пройти обследование «не хуже, чем в Париже». Но дефицит кадров, увы, налицо. И работы впереди — море.

Так что вступление в глобальную европейскую сеть по аллергии и астме для нашей страны — шаг закономерный. На днях в Минске прошел первый «курс переподготовки» аллергологов — международный семинар, на котором выступили лучшие специалисты в этой области — зарубежные и отечественные. Интерес врачей превзошел все ожидания: в аудитории яблоку негде было упасть. На европейскую сеть ведь сегодня работает более полутысячи ученых по 15 «рабочим пакетам» — конкретным проблемам, которые одинаково занимают и теоретика, и практика, сидящего на приеме. Впрочем, как выяснилось, и у белорусских аллергологов есть чем удивить западных коллег. В Витебском медуниверситете для борьбы со «странной болезнью» создали первую в мире пероральную вакцину. Это альтернатива широко практикуемому методу «малых доз», специфической иммунотерапии, которую проводят в стационаре и которая некоторым аллергикам противопоказана. «Плюсов у нашего «ноу–хау» много, — рассказывает заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Дмитрий Новиков. — У такой «таблетки» нет побочных эффектов, она позволяет сократить затраты на лечение. Кроме того, она если и не излечивает ту же астму, то задерживает ее развитие на 10 — 15 лет. У нас есть больные, которые забывают о лекарствах и врачах после первого же курса!» Сейчас вакцина проходит вторую фазу клинических испытаний, практически готовы еще 2 препарата. Ученые надеются, что в будущем таким же путем будут бороться и против атопического дерматита — бича наших малышей. В общем, наступление на аллергию и астму только начинается.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter