В Беларуси актуален дефицит реставраторов

Раритеты ждут мастеров

Наши музеи хранят тысячи свидетельств прошлого, без которых невозможно представить и постичь историческую уникальность страны. Но всегда ли музейные раритеты доступны широкой публике? Порой ценные экспонаты десятилетиями ждут своего выхода в свет лишь по одной простой причине — нет реставратора.



В 1999 году поселок Ченки Гомельского района прогремел сенсационной находкой на все пространство бывшего СССР. Во время замены теплотрассы экскаваторщик, слегка отклонившись от траншеи, неожиданно вскрыл каменный колодец — тайник. В нем оказался... клад. Главный хранитель фондов музея Гомельского дворцово–паркового ансамбля Татьяна Шода как сейчас помнит декабрь 17–летней давности:

— Это действительно была сенсация. В том каменном колодце обнаружили предметы церковной утвари конца XVIII — начала XIX века. За несколько последних десятилетий это самая крупная находка такого плана на территории Гомельской области.

За годы многие предметы ченковского клада обрели вторую молодость и нашли свое место в экспозициях. Однако далеко не все. Татьяна Алексеевна, надев на руки белые перчатки, приносит из хранилища два напрестольных креста. Глазам не верю:

— Неужели настоящее золото?!

— Те люди, которые этот клад обнаружили, поначалу так и подумали. На самом деле предметы серебряные, покрытые золотом. Однако это не умаляет их ценности. Находки уникальны в своем роде.


Татьяна Шода

Только вот увидеть раритеты пока могут лишь музейные работники. Один из крестов изрядно погнут. Другой и вовсе разорван. Для того чтобы восстановить предметы старины и придать им первозданный вид, нужен опытный мастер–реставратор. Главный хранитель фондов музея вынуждена констатировать:

— Пока в Беларуси нам не удается найти такого специалиста. И это проблема по всем предметам старины, содержащим драгметаллы. Надо понимать, что реставрация в целом — очень тонкая и кропотливая работа, которая подразумевает достоверное воспроизведение исторического облика предмета. Этому предшествуют изучение архивных документов, восстановление техники и технологий того времени, подбор материалов. Вот в чем сложность и особенность.

По словам генерального директора Гомельского дворцово–паркового ансамбля Александра Гостева, еще десять лет назад таких предметов старины, ждущих своего часа в музейных хранилищах, было предостаточно. Однако с 2009 года остроту проблемы сняли, открыв собственную реставрационную мастерскую и тем самым сохранив от дальнейшего разрушения десятки уникальных предметов:

— У нас появились два замечательных специалиста — Николай и Евгения Фей. Теперь мы можем восстанавливать старинные иконы, произведения искусства, мебель и деревянные предметы.

Путь максимальной самодостаточности также избрали и в Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова, где действует свой центр возрождения ремесел и реставрации. 

Николай Фей

Однако далеко не все идут этим путем. На Гомельщине сегодня около 30 государственных музеев. В стране свыше 150. И в каждом есть раритеты, которые ждут руки мастера — «врачевателя». Порой ждут годами.

Ситуация в целом, конечно, меняется. Еще не так давно у нас не готовили реставраторов произведений искусств. Сегодня с этим гораздо лучше. Самые крупные и сложные проекты восстановления объектов и предметов истории ведет ОАО «Белреставрация». Однако мастеров на все и сразу по–прежнему не хватает.

Надо сказать, одно время живо обсуждалась идея создания в областях центров реставрации, которые взяли бы на себя посильную работу по восстановлению реликвий, хранимых в региональных музеях. Практически сродни тому, что сейчас делают в Гомеле и Ветке, но для своих учреждений. По сути, модель понятна и схема действий тоже. Нужно только придать масштаб и наполнить содержанием.


КОМПЕТЕНТНО

Ирина Дрига, первый заместитель министра культуры:



— Проблема кадров–реставраторов действительно актуальна. Этому вопросу будет посвящена специальная коллегия, которую сейчас готовит министерство и Национальный художественный музей. На ней детально обсудим все аспекты. Добавлю, что сегодня подготовка реставраторов ведется на базе Белорусской государственной академии искусств. Но это в большей степени касается реставрации произведений искусства. А в более широком смысле — где еще можно готовить специалистов, как быть с кадрами–реставраторами архитектурных памятников и многое другое — требует проработки и новых подходов в решении.

КСТАТИ



Завершен очередной этап реставрации на одном из уникальных объектов Гомельского дворцово–паркового ансамбля — часовне–усыпальнице семьи князей Паскевичей (XIX век). Весной планируется открытие усыпальницы. Ее восстановление длилось восемь лет.

dralukk73@mail.ru

Фото автора и Вячеслава КОЛОМИЙЦА.

Советская Белоруссия № 55 (24937). Пятница, 25 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter