Рамамба хару мамбуру!

Три года назад появилось множество сенсационных сообщений о том, что в японские больницы начали одного за другим доставлять малышей, которые вдруг стали биться в судорогах.
Три года назад появилось множество сенсационных сообщений о том, что в японские больницы начали одного за другим доставлять малышей, которые вдруг стали биться в судорогах. У многих из них наблюдалась рвота, прерывалось дыхание, а некоторые даже теряли сознание. Произошло это после трансляции телекомпанией TV-Tokyo 30-минутной серии мультфильма Карманные монстры. Общее число пострадавших в те дни достигло почти 10 тысяч человек. Массовый недуг среди детей, как отмечали врачи, породили некоторые эпизоды мультфильма, которые изобиловали яркими световыми эффектами.

Телеэкраны пестрели многообразием красок, при этом ярко-красный фон сменялся на темно-синий, а ослепительные вспышки выпущенных электрических разрядов поражали противников главного героя - желтого монстра Пикачю. К сожалению, эти же разряды поразили и многих японских детишек...

Специалисты утверждают, что пульсирующий красный цвет, а также мигание света от 10 до 30 раз в секунду ощутимо сказывается на неустоявшейся детской психике. Медики даже отметили, что подобные болезненные реакции детей связаны с судорожной готовностью мозга. Все пострадавшие относились к группе риска по данному синдрому; произошла поломка в слабом звене, и дети попали в больницы.

Однако пример приведен отнюдь не просто так. Этот мультсериал можно было недавно посмотреть, далеко не прибегая к помощи дальневосточных коллег из Японии (хотя и не без их участия), а всего лишь обратив свой взгляд к каналу ОРТ. Правда, вышел мультфильм с несколько измененным названием - Покемон, впрочем, сути это не меняет.

Поразительно: как можно вещать о том, что это плохо, что японские детишки страдают, а потом со спокойной душой транслировать его уже своей многочисленной аудитории.

Возможно, что японцы изменили свой подход к созданию мультфильмов, внесли необходимые правки, дабы дети больше не страдали, однако об этом ОРТ ничего не сообщало. Остается надеяться, что подобная ситуация, которая произошла в Японии, у нас не повторится.

Хотя нельзя не отметить, что образ главного героя мультфильма - монстрика Пикачю - изобилует скрытой агрессией. Это проявляется в его поведении, жестах, мимике: то он извергает всевозможные молнии, то демонстрирует свой оскал, то абсолютно непонятно действует...

Незаметно экран совершает дурные подмены: вместо целостности живого мира выступают разорванность, вульгарный язык, ранняя сексологизация детей. Экран для ребенка скорее не источник информации, а своеобразный модулятор, популяризирующий новый мир, новую мораль, новую систему ценностей.

Вспомните, как дети, посмотрев тот или иной художественный или мультипликационный фильм, поиграв в ту или иную компьютерную игру, начинают подражать главным героям своих недавних развлечений. Одни дети подражают голосом, другие - мимикой, третьи - поведением в целом. Помните, как когда-то был бум на фильмы с восточными единоборствами? Многие дети, особенно школьники, начинали воображать себя великими ниндзя.

Еще один пример. Как-то одна женщина встревоженно заявила, что ее маленькая внучка, посмотрев американский мультик Книга джунглей (есть отечественный аналог под названием Маугли), начала прыгать по комнате, как кошка, и мяукать, то и дело осведомляясь у своих родных: похожа ли она на Багиру и почему ей не удается прыгать так же ловко, как это делала пантера. Женщина была в растерянности: посоветуйте, какие советские мультфильмы можно дать посмотреть ребенку, чтобы он снова превратился в ребенка?

Кстати, зарубежные психологические источники содержат информацию о том, что наступает эра замкнутости, эра эгоизма, когда люди боятся, порой просто стесняются оказать помощь другим, когда, по словам одного философа, с нашего молчаливого согласия вершатся беззакония. Это вызвано и отчужденностью личности в условиях растущих городов, и эгоцентрическим, потребительским отношением к окружающему миру, и... ценностями, преподносимыми с экранов телевизоров.

А потом приходится слышать о том, что у нас нет воспитания, что образование ничего не дает, что нравственность молодежи оставляет желать лучшего... В этом отношении белорусское телевидение выглядит гораздо лучше своих российских коллег, ибо фильмы с жесткостью и насилием в репертуаре БТ по сравнению с другими каналами занимают одно из последних мест. Впрочем, белорусским телевизионщикам хорошо бы обойтись не только одним вдохновением и творческими способностями, но и немножко вложить души в создаваемые телепередачи.

То, какие мы есть, каково наше окружение - результат деятельности нас самих. От нас зависит, кого и как мы воспитаем, кого и чему научим, что и где претворим в жизнь. Недаром ведь говорят, что надо держаться золотой середины. Сейчас многое позволено, многое изменилось, но способен ли человек сделать правильный выбор? А если да, то следует помнить, что за каждый выбор придется кому-то отвечать, и хорошо, если не нашим детям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter