Объятия — самый доступный вариант здорового неистовства, то есть пасхального духовного упражнения

Радость круглый год

Почему бы вам не спросить, есть ли у меня любимое духовное упражнение? Отвечу утвердительно и даже назову его тем именем, которым сам его наградил, — «здоровое неистовство». Время этого упражнения приходится на пасхальный период. Но поскольку Пасха есть самое нормальное и эталонное состояние христианина, это духовное упражнение можно практиковать круглый год.

Фото  pixabay.com

Что такое здоровое неистовство? Это естественное, а значит, здоровое проявление неудержимой радости, все то, что порождается избытком сердца. Помните: «От избытка сердца глаголют уста» (Лк 6:45). Не только уста глаголют, но и ноги танцуют, руки обнимают, грудь поет, колокола звонят и много всего замечательного рождает избыток сердца.

Чему нас учит апостол Иаков? «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак 5:13). Опустим злострадания — время Пасхи не для них. Пасха — для торжества и веселья. Русским словом «веселый» переводится греческое «евфюмос» — «радостный», «находящийся в хорошем расположении духа». Славянский вариант ближе к оригиналу: «Благодушествует — да поет». Если в душе поселилось пасхальное благодушие, нужно непременно дать ему себя проявить, надо обязательно пошуметь, покричать, «потрясти антресолями».

Самое понятное, то, что под рукой, — христосование. Не стесняйтесь обниматься и целоваться в пасхальный период, а если того требует избыток сердца, предавайтесь этому здоровому неистовству и в другие дни года. Монахи по четкам считают количество молитв, а мирянам можно использовать те же четки для точного подсчета количества обниманий. Исполнение духовного правила требует практики и постоянства. В монашеском правиле одна кафизма «стоит» 300 молитв Иисусовых. Интересно, сколько это обниманий?

Избыток сердца удерживать вредно, а порой даже и преступно. Мне известны случаи, когда одно простое и крепкое объятие без слов спасало человека от гибели. Поэтому объятия — самый доступный вариант здорового неистовства, то есть пасхального духовного упражнения. Этот вид аскезы наиболее популярен в силу его доступности и дешевизны.

Здоровое неистовство — это хорошо и правильно. Если бы мы относились к науке радости и утешения как к духовному навыку и воспитанной привычке, скольких проблем и трагедий удалось бы избежать. Поэтому предаемся здоровому неистовству научно и профессионально, как матерые аскеты и духоносные хохотуны.

Архимандрит Савва МАЖУКО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter