Станет ли противостояние в Сирии началом третьей мировой войны

Радиус войны расширяется

Осень 2016-го все больше напоминает осень 1962-го. Тогда Карибский кризис между СССР и США едва не привел планету к ядерному апокалипсису. С тех пор Москва и Вашингтон ни разу не подбирались столь близко к красной черте, как сегодня. На сей раз яблоком раздора стала Сирия.



Прекращение переговорного процесса повлекло за собой эскалацию напряженности в регионе. В Минобороны России сначала заявили о намерении создать в сирийском Тартусе постоянную военно-морскую базу. Затем появились сообщения о доставке в Сирию зенитного комплекса С-300В4 сверхдальнего радиуса действия. Это первый случай размещения такого оружия за пределами России. А теперь главное. У боевиков ИГИЛ и “Джебхат ан-Нусры”, против которых, собственно, и ведут военную операцию в Сирии воздушно-космические силы России, нет крылатых ракет и авиации. Стало быть, дальнобойный ЗРК понадобился российским военным для усиления готовности к защите от возможных атак со стороны США и их союзников. Если уж без всякой дипломатической мишуры стороны угрожают сбивать самолеты друг друга, это говорит о том, что даже по меркам холодной войны обстановка в Сирии близка к точке кипения. Многие политики и эксперты в связи с этим говорят о возможном глобальном взрыве и начале третьей мировой. Действительно ли все настолько печально? И почему камнем преткновения стала именно Сирия?

Толчком к гражданскому конфликту в стране послужила попытка молодого Асада, пришедшего в 2000 году к власти после смерти отца, запустить либеральную модель в экономике подобно перестройке Горбачева. Внезапно обрушившаяся на граждан свобода, хлынувший извне капитал изрядно подогрели страну изнутри. Богатейшая прослойка общества, накопив денег, стала претендовать на власть, которая последние десятилетия находится в руках алавитов, в то время как большинство населения страны составляют сунниты. Но в Сирии живут также шииты, езиды, салафиты. И если поначалу Башару Асаду пришлось столкнуться  со Свободной армией Сирии, так называемой умеренной оппозицией, то теперь против него действуют пестрый набор исламистов и десятки самых разнообразных отрядов. Масла в огонь плеснула “арабская весна”, помощь оппозиции со стороны некоторых  арабских монархий, а также вмешательство в конфликт США и их союзников.

Все шло к иракскому и ливийскому сценариям. Но столкнулись позиции России и Запада. Причем это столкновение не просто держав, но целых геополитических коалиций. И даже больше — двух мировых концепций, объясняет политолог Леонид Крутаков:

— Согласно одной — все ценности и торгово-экономические отношения могут устанавливаться лишь одной державой. По другой — первична справедливость в международных отношениях и важно принимать решения консенсусом. Эти две концепции априори противоречат друг другу, отсюда и такая непримиримость в риторике сторон.

Существует и еще одно объяснение конфликта в Сирии. Обрушение этой страны необходимо некоторым геополитическим игрокам для разжигания хаоса на Ближнем Востоке и дестабилизации всей Евразии, что поможет обрушить зарождающиеся альтернативные экономические центры силы.

В эту логику укладываются предыдущие действия США и их союзников в Северной Африке и на Ближнем Востоке, вызвавшие неконтролируемый поток мигрантов в страны ЕС со всеми вытекающими последствиями.

Как бы то ни было, эксперты считают вполне возможными  столкновения России и США на сирийском театре военных действий. Вряд ли они приведут к третьей мировой войне (если только не сработает случайный фактор), но повторение, скажем, вьетнамского или корейского сценария не кажется совсем уж фантастичным. Пока же война в Сирии перешла в позиционную фазу, и у политиков и дипломатов еще есть шанс найти компромиссные решения.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сергей Кизима, доктор политических наук:

— Россия еще с советских времен имела в Сирии сильные позиции. Там размещалась военно-морская база СССР, советские специалисты строили дороги, электростанции, объекты промышленности, поставляли технику, вооружение. Поэтому сегодня Сирия — это тот фронт, куда Россия впервые вмешалась после краха СССР. Для Москвы важно сохранить правящий режим Асада, помочь ему вернуть контроль над большей частью территории страны. Дамаск остается одним из немногих союзников России, на который она имеет свои виды, в том числе по военно-морской базе. Если Сирия развалится, попадет под контроль Запада, России в этом регионе обратиться особенно и не к кому.

— Станет ли противостояние в Сирии началом третьей мировой войны?

— К сожалению, полностью исключать такую вероятность нельзя. Хотя на самом деле третья мировая если и начнется, то, скорее, между США и Китаем. К счастью, пока до этого дело не доходит, Китай мудро и осторожно избегает такого рода столкновений. А вот США утратили осторожность, и в этой холодной войне они часто идут напролом, не считаются с Москвой, которая хочет вернуть себе прежний статус великой державы и в силу этого способна поступить более резко, чем во времена СССР, у которого был этот статус и не было необходимости обострять отношения.

— Как повлияет на ситуацию исход президентских выборов в США?


— Развязка сирийского узла во многом будет зависеть от того, сколько продержится “Исламское государство”. Но опять же некоторые страны ЕС неформально поддерживают сегодняшнее присутствие России в регионе в качестве союзника против ИГИЛ. Если оно прекратит свое существование, такая поддержка сведется к минимуму, что может повлечь за собой новый виток обострения отношений между Россией и Западом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter