Совершенствование системы профобразования обсуждали в Минске

Ради лучших кадров

Устойчивое социально-экономическое развитие страны во многом зависит от эффективно выстроенной системы профессионального образования. Чем она лучше организована, тем более профессиональные кадры будут приходить трудиться на предприятия. Качественная продукция — больше экспорт. Вместе с тем не стоит забывать: технологии в наше время развиваются стремительно, производства становятся цифровыми, а значит, и программа подготовки молодых специалистов требует постоянных поправок. Как отладить систему, чтобы такие метаморфозы происходили почти синхронно, как научиться предугадывать требования рынка? Совершенствование системы профобразования обсудили вчера во время совместного заседания Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания и Общественно-консультативного совета по вопросам образования при Минобразования.

Ресурсные центры способны подготовить кадры с необходимым уровнем квалификации.

Министр образования Игорь Карпенко заметил: министерство основной задачей ставит дальнейшее совершенствование модели профессионального образования с таким расчетом, чтобы оно отвечало не только современным, но и будущим потребностям человека, общества и государства. Сейчас идет плотная работа с организациями — заказчиками кадров, они принимают участие в работе государственных квалификационных и экзаменационных комиссий, советов учреждений образования, в разработке учебно-программной документации.

— Однако рынок труда требует кадров новой формации, обладающих профессиональными и личностными компетенциями, соответствующими требованиям высокотехнологичного производства,
— объяснил министр. — Это ставит нас перед необходимостью поиска новых подходов к развитию и совершенствованию сложившейся системы квалификаций.

Игорь Карпенко также заметил, что не менее важная роль отводится органам госуправления, курирующим определенные виды экономической деятельности. Они должны сформулировать не только количественные показатели потребности в кадрах, но и четко описать функции рабочих и специалистов, которых они хотят видеть на рабочих местах в ближайшем будущем. Для решения такой проблемы в 2018 году в стране, кстати, была разработана Стратегия совершенствования национальной системы квалификаций.

— В соответствии с этим документом уже создаются секторальные советы. Их предназначение — разработать профессиональные стандарты, в которых более четко были бы сформулированы требования рынка труда к трудовым функциям специалистов. Такие стандарты нужны и работодателю, и системе образования.

Развернутое описание функций и действий работника, по мнению министра образования, будет тем инструментом, который и в учреждениях образования, и в условиях производства позволит выстроить непрерывное профессио­нальное образование работника от школьной скамьи до вершины карьеры.

— При таком подходе профессиональные стандарты будут направлены на развитие кадрового потенциала соответствующего сектора экономики и станут основой для разработки содержания образовательных программ профессионального образования.

В стране развивается система профобразования за счет внедрения передовых технологий.

До начала заседания участники встречи ознакомились с возможностями двух ресурсных центров: на базе Колледжа современных технологий в машиностроении и автосервисе УО РИПО, а также филиала «Минский радиотехнический колледж» БГУИР. В них создаются все необходимые условия для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Ректор Республиканского института профессионального образования (РИПО) Валерий Голубовский заметил, что такие центры способны подготовить кадры с необходимым уровнем квалификации, а значит, обеспечить существенное повышение производительности труда:

— В ресурсном центре есть современное программное обеспечение, которое позволяет моделировать создание деталей, составлять управляющие программы, исключать человеческий фактор. Сжимаются сроки производства и оптимизируются за счет внедрения новых технологий. Мы развиваем систему, в которой человек может получить квалификацию, обеспечивающую его устойчивый профессиональный рост. Рабочая квалификация изменилась. Сегодня ведь многие производственные процессы проходят с применением информационных технологий.

Всего в нашей стране создано 48 ресурсных центров по 9 видам экономической деятельности. На их базе внедряются в образовательный процесс современные образовательные технологии, применяются новейшие средства обучения и оборудование.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter