Работать по совести

Президент провел совещание по вопросам занятости и миграции

Изменение возрастного состава населения — проблема известная. Она характерна для многих стран. Общество стареет. Еще недавно в Беларуси на одного пенсионера приходилось 2,7 работающего. Сегодня это соотношение приближается к двум. То есть содержать вышедших на заслуженный отдых людей становится объективно сложнее. Чтобы поправить ситуацию, нужно действовать комплексно, решая демографические задачи, правовые, социальные. Однако немалый резерв кроется и в рациональном использовании трудовых ресурсов. Совещание у Президента по вопросам занятости и миграции показало, что потенциал здесь солидный, надо лишь грамотно им распорядиться.


Некоторые позитивные тенденции налицо. Государственная политика поддержки материнства и детства начинает приносить первые плоды. В рост пошла рождаемость. Однако Александр Лукашенко предостерегает от чрезмерного оптимизма. Перемены к лучшему еще надлежит закрепить. И потом, они являют собой резерв на будущее. А сейчас важно использовать такие возможности пополнения трудовых ресурсов, которые дадут эффект уже сегодня.


Спрос на рабочую силу у нас традиционно высок. Количество вакансий значительно превосходит уровень безработицы. 76 процентов заявок — на рабочие специальности в промышленности, строительстве, на транспорте. Однако не секрет, что есть и предприятия, численность работников на которых явно избыточная. Президент делает вывод о том, что эффективного механизма межотраслевого и межрегионального перераспределения рабочей силы не создано. Производственные мощности все еще сконцентрированы преимущественно в крупных городах, что вымывает трудовые ресурсы из сельской местности.


Еще важный аспект. При явном дефиците рабочих рук около полумиллиона наших трудоспособных граждан в экономике не заняты. Пусть 100 тысяч из них — домохозяйки и люди, работающие на собственном подворье, рассуждал Президент. А чем занимаются остальные 400 тысяч? Очевидно, что какая–то часть этих людей занята в сегменте так называемой серой экономики. Как их вывести на свет? Есть среди этого количества и асоциальные личности. Как их привлечь к труду? Здесь явная несправедливость. Ведь не участвуя в формировании экономики государства, они пользуются всеми финансируемыми из общего кошелька благами. Бесплатной медициной, образованием, малой долей возмещения стоимости коммунальных услуг и другими.


Внимание на всех перечисленных проблемах Александр Лукашенко заострял в начале года. Тогда же он дал поручение проанализировать ситуацию на рынке труда и факторы, оказывающие на него влияние. Была создана специальная рабочая группа, которая выработала ряд предложений. С основным докладом о них на совещании выступил заместитель Премьер–министра Анатолий Тозик. Он сконцентрировался преимущественно на мерах экономического характера.


Так, для большей мобильности рабочей силы предложено при создаваемых предприятиях возводить арендные дома. Ведь акцент только на помощь в строительстве собственного жилья привязывает человека к месту. А ведь люди должны ехать за работой, а не работа за ними. Есть смысл задуматься над трансформацией системы социальных пенсий для тех, кто не заработал на трудовую. Здесь, во–первых, однозначно стоило бы поднять пенсионный возраст. А тем, кто претендует на пенсию трудовую, не мешало бы поднять необходимый для нее стаж с 10 до 15 лет.


Много вопросов к нормированию труда. Александр Лукашенко привел показательный пример. По существующим нормам во Дворце Независимости должны работать чуть ли не 120 уборщиц. Однако вчетверо меньшего количества оказалось вполне достаточно. В итоге и производительность труда выше, и дополнительный ресурс на его достойную оплату есть. Анатолий Тозик также ответил примером. У нас действует норматив выполнения одним рабочим штукатурных работ — 10 квадратных метров в смену, а приезжие иностранцы делают по 40. Словом, здесь обширная почва для вдумчивого анализа.


Ну и надо подумать о минимальном уровне бесплатных услуг, предоставляемых государством тем людям, которые подолгу принципиально официально не работают. Скажем, в медицине неотложную помощь им окажут. А за дальнейшее лечение — плати. А иначе почему все общество должно на это скидываться тому, кто эту обязанность игнорирует?


Министр образования Сергей Маскевич подробно изложил свой взгляд на совершенствование системы подготовки специалистов. Чтобы не получалось так, что государство тратит деньги на обучение, а выпускники по специальности не работают. Президент на этот счет сделал ряд критических замечаний, обратив внимание, что система высшего образования основывается на потребностях вчерашнего дня и не готовит тех, кто реально нужен экономике страны. Значит, недостает организованности. Не формулируется четкий заказ на тех или иных специалистов. Подготовка кадров зачастую ведется без учета совершенствования и модернизации производства. Многие организации не могут определить заказ на специалистов даже на краткосрочную перспективу. Эту практику надо решительно менять.


Министр внутренних дел Игорь Шуневич предложил задействовать и механизмы административной ответственности. В Правительство со стороны МВД были внесены соответствующие предложения, но одобрения они не получили. Александр Лукашенко распорядился вернуться к вопросу. И при этом не стесняться формулировок. Если человек — закоренелый тунеядец, его так и нужно называть и соответственно наказывать.


Игорь Шуневич рассказал и о миграционных процессах в стране. Процесс движения рабочей силы двусторонний. Уезжают наши граждане, едут люди и к нам из других стран. Но в целом сальдо положительное. Особенность нынешнего года — приток беженцев из Украины. Здесь Президент напомнил о своей принципиальной позиции. Людей надо принять и дать им все возможности обеспечить себя так же, как и нашим гражданам. Но чрезмерных льгот не будет. Чтобы не порождать иждивенческих настроений и обид у местного населения.


Президент подытожил: все прозвучавшие предложения одобряются. Срок на то, чтобы их узаконить, — до конца года. С 1 января система эффективного использования трудовых ресурсов должна работать по–новому и с большей эффективностью.

kryat@sb.by


Советская Белоруссия №201 (24582). Вторник, 21 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Провинциал
... А ведь люди должны ехать за работой, а не работа за ними...

Так и есть. Люди и едут в поисках работы с достойной зарплатой в Минск, Москву и подмосковье. В том районе где я живу, сотни мужчин и десятки женщин регулярно выезжают на заработки в Россию. Некоторые уехали насовсем, создали новые семьи. Нужно создавать в провинции производства с достойной зарплатой, тогда и миграция снизится. На зврплату в 2 - 3 миллиона семью не прокормить.
АЮВ
Цыган заставить работать ни мог никто. Даже Сталин. Думаю и Лукашенко будет не под силу. А своих? Своих наклонят. Без вопросов. Козик. Ау? Гадко на душе, как-то. Мордератор! Ау?
Сторчевая Елена Константиновна
Здравствуйте! Хочу высказаться про тему тунеядцев. Изначально из 500 млн неработающих отняли 100 млн человек, тн домохозяек и ведущих собственное хозяйство. Почему то изначально считается так: муж зарабатывает, жена занимается домашним хозяйством- значит все хорошо, она домохозяйка. А если наоборот? Если жена зарабатывает, а муж занимается домашним хозяйством - он домохозяин или тунеядец? Ведь мужчины могут находиться в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет- это записано в законодательстве. А вести домашнее хозяйство без этого отпуска они могут по законодательству? или это обязанность полностью возложена только на женщину? В настоящее время многие мужчины гораздо ведут домашнее хозяйство чем женщины, а многие женщины зарабатывают гораздо больше чем мужчины. В этой ситуации у них есть право выбора, кто будет является домохозяйкой (домохозяином)? Причем что статус женщины -домохозяйки не зависит от наличия детей. А от чего зависит статус мужчины -домохозяина?
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?