"Домашка" должна стать меньше

Работа над домашним заданием

Против проблемы перегрузки «домашкой» объединились и родители, и медики
На днях, открывая в Минске новую школу № 56, Президент поставил вопрос ребром: «Не должен ученик, отучившись 6 — 7 часов в школе, приходить домой и еще 5 — 6 часов готовить домашнее задание. Посмотрите, в кого мы превращаем наших детей!» Против проблемы перегрузки «домашкой» с началом учебного года объединились и родители, и медики. И теперь у мам и пап наконец–то появилась надежда на лучшее, ведь жалобы (мол, у детей совсем нет свободного времени) от кухонных разговоров перешли на высокий уровень. Хотя столь горячо обсуждаемая идея гигиенистов полностью освободить детей от занятий дома поддержки не нашла (все–таки повторение, как известно, — ближайшая родственница учения), но с избытком заданий определенно надо что–то делать, оптимизируя и интенсифицируя учебный процесс в самой школе.

Именно об этом сегодня беспокоятся родители добросовестных учеников: решение задачек до ночи и чтение скучных томов из списка литературы советских времен не только не подогревают тягу к знаниям, но и бьют по здоровью. Много ли детей по вечерам гоняют мяч во дворе? Или уделяют время хобби? Результаты «домашнего корпения» сегодня налицо: современные ребята не отличаются подвижностью и здоровьем, а интереса к учебе больше не становится. Врачи это полностью подтверждают. Заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова и вовсе приводит пугающие цифры: нагрузка в школе опережает психолого–физические возможности ребенка на год–полтора. Причина? Их несколько. Первая — малыши садятся за парты в 6 лет, а это на год раньше, чем шли в 1–й класс их родители. Вторая — переход на пятидневку, стало быть, максимально насыщенное расписание с понедельника по пятницу. Загляните в дневник учеников 7–х или 9–х классов: уроки и факультативы заканчиваются примерно к 15.00. Прибавьте сюда время на «домашку» — в лимит стандартного 8–часового рабочего дня точно не уложитесь. Тут стоит привести любопытное сравнение: наши старшеклассники, если полагаться на санитарные правила и нормы, должны отдавать урокам дома около трех часов в день. Ученики из стран, система образования которых признана едва ли не эталоном, вроде Финляндии или Южной Кореи, — тоже около трех часов, но... в неделю. Чуть больше лимит у Германии, Великобритании и США — около пяти часов, естественно, тоже в неделю. А вот в один ряд с нами можно смело ставить россиян, где школьник отводит на домашние задания в среднем около 10 часов в неделю, и китайцев — около 14 часов.

Родители не раз рассказывали в письмах «СБ», как однажды твердо решили проконтролировать все заданное ребенку на завтра от «а» до «я». Что ж, к полуночи справились. И впредь уже не упрекали чадо за жалобы на усталость. Поэтому неудивительно, что многие врачи двумя руками за отказ от заданий на дом, особенно в старших классах. Их коллеги, настроенные менее радикально, предлагают выделять на повторение усвоенного максимум пару часов. Кстати, вредным для детского здоровья специалисты считают и небрежное отношение к планированию самостоятельных работ. Говорят, пишут их по 3 — 4 в день, ведь нередко учителя используют такой метод для проверки, насколько усвоен материал. Вот вам и еще дополнительная нешуточная нагрузка на ученика, особенно добросовестного, который стремится успевать по всем предметам.

Спору нет, у предложения урезать «домашку» есть и немало противников. Особенно среди учителей. Не раз доводилось слышать аргумент: мол, ученик старших классов должен часами корпеть над учебниками, а значит, и задавать только по математике или по физике нужно работы на пару часов. В свою очередь, родителям не стоит отвлекать маленького трудягу даже для мелких посторонних поручений. Вроде «вынеси мусор» или «помой посуду». Нет–нет, нельзя, говорят, на такие пустяки время тратить. Учиться, учиться и еще раз учиться! Правда, такие учителя, чрезмерно озабоченные важностью своего предмета, за скобками оставляют главное — одними формулами и сочинениями человека не воспитаешь. И у ребенка в планах на день просто обязана быть свободная минутка, чтобы помочь родителям по дому, забрать из сада младшую сестру или покормить кота.

Но, может, дело не только в объеме заданий? Скажем, одним из тормозов для качественного усвоения материала у нас признаны косноязычные учебники, в которых школяру с ходу не разобраться. Да и родители тут не помогут. И пока авторы таких пособий до хрипоты доказывают, что любое упрощение подачи материала негативно скажется на уровне образования, опытные педагоги спасают ситуацию за счет старых добрых книг еще советских времен. Темы там практически те же, а объяснены доступно, понятно и без лишней терминологии.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 169 (24799). Пятница, 4 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter