Как решить проблему безработицы в Беларуси

Рабочий момент

По данным Белстата, в нашей стране численность безработных на конец июля составила 46,6 тысячи человек
Проблема безработицы для нашей страны не столь актуальна, как, например, для Греции, где каждый четвертый не может найти работу, или для стран Балтии и Польши, где уровень безработицы поменьше, но все же довольно высок — около 10 процентов. По данным Белстата, в нашей стране численность безработных на конец июля составила 46,6 тысячи человек, или один процент от экономически активного населения. Вроде бы и немного. Но, во-первых, реальная цифра все-таки может быть несколько выше, потому что не все спешат с официальной регистрацией в службе занятости. Во-вторых, уровень безработицы может немного подрасти в силу ряда причин. Кому-то не удается найти работу по специальности, кого-то не устраивает зарплата или график работы, кто-то оказался не у дел в силу сокращения на производстве. Что делать в этой ситуации? Как адекватно реагировать на изменения? Надо ли повышать пособия по безработице и чем для нас может быть полезен мировой опыт?



Каждый должен заниматься своим делом


Антон Болточко, эксперт по экономике ОО “ДАС Либеральный клуб”

“Сколько в Беларуси безработных?” — сложный вопрос даже для статистических органов. А как можно решить проблему, если ее истинный размер никому не известен? Вопрос, конечно, риторический, но от этого процесс поиска истины легче не становится. Так, согласно данным Белстата, количество официальных безработных в стране в абсолютном выражении превышает 46 тысяч  человек, что в 2,2 раза больше, чем на конец июня прошлого года. Однако это все еще достаточно низкий уровень. Например, в США аналогичный показатель равняется 5,4%, в странах еврозоны — 11,1%.

По международным стандартам уровень безработицы должен оцениваться при помощи опросов населения. У нас же другая статистическая традиция: безработным считается гражданин, прошедший процедуру регистрации в службе занятости. С учетом того что средний размер пособия по безработице в июне составил 227,6 тысячи рублей (14,5% от бюджета прожиточного минимума, или 14,9 доллара), регистрируются не все, кто в данный момент потерял работу. Ведь за этими 15 долларами скрывается не только необходимость подать целый пакет документов, но и, в случае отказа в назначении пособия, отработать на общественных работах не менее 22 рабочих дней.

Решить эту статистическую проблему можно только переходом на международные стандарты учета безработных в стране. Министерство труда и соцзащиты не первый год обещает провести такую реформу, но воз и ныне там. Понятно, что придется признать наличие более высокого уровня безработицы в стране.

В то же время нет ничего плохого в наличии в государстве небольшой безработицы. Здоровая конкуренция на рынке труда не помешает. Кроме того, в любой экономике существует так называемая фрикционная безработица, связанная с затратами времени на поиск новой работы. Она может быть от 3 до 5 процентов, хотя точное значение определить достаточно сложно. У нас же, если смотреть на официальные данные, такого рода безработных практически нет.

В пользу наличия определенного уровня безработицы также отметим итоги исследования начала 2000-х годов, которое проводилось в России на фоне меняющихся экономических условий. Трудовая мобильность граждан оказалась очень важным фактором для их более быстрой и успешной адаптации к новым реалиям. Те, кто не один раз менял конкретное место работы, организацию, профессию, продолжая осваивать и усваивать новые требования и нормы, во время кризисных явлений в экономике быстрее адаптировались и не теряли своего социально-экономического положения. Иная ситуация была с другой группой лиц, которые стали заложниками иллюзорной стабильности системы в надежде, что госпредприятия, поддерживаемые государством, всегда будут платить достойную заработную плату.
Следовательно, нам не стоит поощрять искусственную полную занятость. Нужен полноценно работающий рынок труда, который позволит нанимателям точнее формировать спрос на работников, а последние будут более чутко следовать требованиям рынка.

Не все безработные могут быстро сменить профессию или повысить квалификацию. Пятая часть безработных относится к категории граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, — инвалиды, освобожденные из мест лишения свободы, лица предпенсионного возраста. Поэтому необходимо повысить пособия по безработице до 100 процентов прожиточного минимума, а в отдельных случаях применять адресную социальную помощь.

Средства для обеспечения безработных можно найти за счет облегчения участи государственных предприятий, несущих на себе бремя избыточной численности персонала. Предприятия должны зарабатывать деньги, а не являться гарантом социальной стабильности в стране. 
Эта функция лежит на плечах государства.

И не стоит забывать о создании рабочих мест. Поощрение частной инициативы, поддержка комфортных условий для развития частного бизнеса — все это может стать источником не только дополнительной занятости, но и перспективным драйвером экономики. Главное — помнить извечную истину “laissezfaire, laissezpasser”, что означает “не мешайте”!

Нужно быть самоучками


Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ

Либералы настойчиво внушают нам, что государство не может быть эффективным собственником и работодателем. Но эта аксиома справедлива для прошлого века, когда рынки были ненасыщенными и не было такого уровня взаимодействия в производстве и распределении товаров. Сегодня мировые рынки монополизированы, и только государство может обеспечить оптимальную концентрацию для противодействия монополиям и перераспределение доходов в интересах всего общества. Реальная жизнь показывает, что как только доходит до дела, то нет в современной мировой экономике ни честной конкуренции, ни ВТО, ни братьев, ни сестер. Есть только интересы и партнеры. 

Кризис и безработица, как иголка с ниткой. Современный кризис самый сложный и длительный со времен Великой депрессии в США. Избыток производства товаров во всем мире и замедление роста экономики Китая сбивает с ног мировые цены на нефть и курсы национальных валют. Сокращается экспорт и поступление доходов в бюджет, растут безработица и нестабильность. 

От безработицы сильно теряет и каждый человек, и общество в целом. Повышение уровня безработицы всего лишь на один процент съедает 2,5 процента ВВП. А для человека потеря работы даже на один год отнимает пять лет жизни. Потому десять раз прав наш Президент, требуя сохранять на предприятиях рабочие места и не избавляться от пенсионеров. Само наличие положительной перспективы делает человека и общество лучше, добрее и здоровее. Рынок занятости в нашей стране пока еще работает по формуле “много рабочих мест, не самые высокие зарплаты”. Но это лучше, чем отсутствие работы и доходов. Кризисы приходят и уходят, а общая умелость народа, его привычка и готовность работать во взаимодействии, дисциплинированно, квалифицированно и качественно должны сохраняться.

К тому же у нас нет еще моды часто менять работу, как принято в западных странах. Мы устраиваемся с мыслью работать долго. Лучше, если навсегда. Для нас важен крепкий коллектив, а не пятничный корпоратив. Нужно учитывать и то, что основная часть народа, особенно старшего поколения, больше дорожит пусть небольшими, но реальными благами. Жить в рынке — это умение постоянно рисковать. Этой науке еще долго учиться будем. 

Если в либеральной экономике постоянные кризисы, то к чему такая экономика. Важны не форма собственности, а развитие человека и производства. Тем более что зависимость человека от общества растет все больше. Каждому нужны водопровод и дороги, тепло и электричество, правовой порядок и социальная защита. Современная инфраструктура, утверждает нобелевский лауреат Дж. Сакс, является базой развития и может быть создана только государством. К тому же в современной экономике главное — не произвести, а продать, а для этого нужно больше сотрудничать и улыбаться друг другу. Потому наша модель ориентирована на развитие человека и общества путем взаимопомощи и сотрудничества, а не на свободную борьбу индивидов за то, чтобы больше потреблять. 

И наш, и зарубежный опыт показывает, что для повышения уровня занятости необходимо активное вмешательство государства, что методично и делается в Беларуси на протяжении всего периода. Регулируются цены на услуги ЖКХ и основные продукты питания. Нет массовых сокращений. Государство следит за своевременной выплатой зарплат и пособий. Одновременно субсидируются предприятия и даны существенные льготы для предпринимателей при создании рабочих мест в малых городах и сельской местности. Как следствие, для основной массы населения кризис пока в телевизоре, а не на обеденном столе или в гардеробе.

Главный инструмент развития — планирование и государственные программы развития отраслей и социальной сферы. Благодаря им Беларусь в достаточно короткие сроки обеспечила продовольственную безопасность, в три раза сократила энергопотребление, создала десятки тысяч новых рабочих мест. Не идеально, но эта система работает. Так зачем ломать. Лучше устранять недостатки.

Безработица — это растрата человеческих ресурсов. Но и создание новых рабочих мест — дело небыстрое и дорогостоящее. Тем более миллиона новых рабочих мест, как предлагают некоторые. Сделать это быстро и с отдачей не реально. В сельском хозяйстве рабочее место стоит 200 тысяч долларов, а отдача — через 1—2 года, в промышленности — 100 тысяч, а отдача — через 3—4 года. 
В программировании и туризме можно обойтись и двумя тысячами, но эти рынки строго зависят от села и промышленности. Повторить путь советского “челнока” и “польского сантехника” нам тоже сегодня уже не удастся. Сейчас новых направлений деятельности не открывается практически нигде. Все уже занято и поделено. Поэтому нужно беречь и приумножать то, что имеем, и постепенно готовить кадры и производства к экономике будущего.

Конечно, даже у самой большой любви и заботы государства есть свои пределы. Мы находимся только в стартовой фазе перехода к новой экономике, которая потребует новых профессий. Юрий Никулин шутил, говоря: “Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь”. Но в этой шутке большая мудрость. На государство надейся, но и сам не плошай.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter