Пышная свадьба Боярского

Михаил Боярский женился, Александр Балуев закрутил роман, а Лиза Боярская разочаровалась в любви. Что еще проиcходило на съемках фильма «Петр I. Завещание», который выйдет в эфир в следующем году? Петя, Петя, Петя...

Михаил Боярский женился, Александр Балуев закрутил роман, а Лиза Боярская разочаровалась в любви. Что еще проиcходило на съемках фильма «Петр I. Завещание», который выйдет в эфир в следующем году?


Петя, Петя, Петя...

В Санкт-Петербурге Владимир Бортко снимает четырехсерийный фильм «Петр I. Завещание». В основе сценария – книга Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим». За 12 лет, проведенных в архивах, писатель изучил множество документов и открыл неизвестные эпизоды в жизни великого российского государя. Съемочная группа работает сегодня в старинных казематах Петропавловской крепости – в помещении, где хранятся орудия пыток XVII века. Только что снят эпизод, как пытали проворовавшегося дворянина. В полумраке помещения раздавались крики и стоны растянутого на дыбе, а за столом восседал князь-кесарь Ромодановский (Сергей Шакуров), сподвижник Петра I, жестокий и беспощадный.
– Очень актуальный, между прочим, персонаж! – рассказывает нам Шакуров. Вместе с другими актерами на перерыве он вышел во двор по­дышать свежим воздухом.  – Ромодановский выводит на чистую воду тех, кто расхищает государственные деньги. Проблемы весьма актуальные! Как воровали русские люди, так и воруют. В этом плане нас очень трудно переплюнуть.

Бортко на время перерыва остается в пыточной. Присев за стол, открывает сценарий и внимательно перечитывает несколько страниц. Со стороны это выглядит почти мистически: полумрак, тусклый свет восковых свечей. На столе чернильные приборы, запасные перья… Наконец решение принято, режиссер отдает команду помощнику – и вот уже в коридоре раздается: «Сергей Каюмович! Делаем еще один дубль с вами!» Шакуров – профессионал: всегда собран, готов работать и при этом обладает потрясающим чувством юмора. Услышав свое имя, поднимается и отправляется к входной двери, преображаясь буквально на ходу. И вот уже не Шакуров, а всесильный Ромодановский идет по двору и… кудахчет: «Петя, Петя, Петя…»

 

Мак вместо икры

Два слова произнес российский государь, прежде чем впасть в беспамятство и умереть: «Оставьте все…» Успел он назвать какое-то имя или нет? А может, в интересах государства его просто скрыли? Фильм посвящен двум последним годам жизни Петра. Царя играет Александр Балуев, князя Меншикова – Сергей Маковецкий, графа Толстого – Александр Филиппенко.

За несколько лет до смерти у Петра Алексеевича начался роман с молодой княжной Марией Кантемир (Елизавета Боярская). Последняя любовь Петра – одна из самых интригующих сюжетных линий фильма.
В 1722-м Мария сопровождала императора и его супругу Екатерину I (Ирина Розанова) в поездке в Нижний Тагил, Казань и Астрахань. Потом Петр вернулся в Москву, а беременная княжна осталась рожать в Астрахани. Появившийся на свет наследник в скором времени умер – и царица вздохнула с облегчением. Екатерина опасалась, что Петр разведется с ней и возьмет в жены Марию. К тому времени он уже осыпал Кантемиров множеством почестей. Одарил имением. Женил князя Дмитрия Кантемира (Михаил Боярский), вдовствующего отца своей любовницы, на Настасье Трубецкой (Анна Ковальчук), соединив Кантемиров с одной из самых влиятельных в России княжеских семей.

Свадьбу князя Кантемира снимали через несколько дней в поселке Стрельня под Санкт-Петербургом – в домике Петра I, довольно скромном, но чрезвычайно вместительном. Свадебный стол, накрытый в покоях, отвечал всем требованиям царского угощения: свежие фиги, пироги, вино, черная икра – этот деликатес на съемках был заменен маком, а точнее, маковой кашей.

Мы подъехали в разгар съемок, актеры репетировали появление Петра и Екатерины со свитой на свадебном пире.

– Так тяжело в этих кринолинах! – признается Ирина Розанова, поправляя нижние юбки, из-под которых выглядывает округлый носок шелкового дамского башмачка.

Актриса, затянутая в корсет, выглядит непривычно хрупко – восхищение читается в глазах всех присутствующих в доме мужчин. «Не надо меня хвалить! – кокетничая произносит она, услышав очередной комплимент.

 

Двуногий конь для Маковецкого

Перед съемкой очередной сцены свадьбы объявлен перерыв. Меншиков-Маковецкий вдохновенно травит байки.

– Снимали мой крупный план. Я должен на лошади скакать и осматривать окрестности. Но она же живая, не снимешь толком ничего… Пришлось мне на шею человека садиться. День, помню, такой был светлый, солнечный! Сижу, поглядываю по сторонам, поводья дергаю. Мой «конь», бедняга, идет – ну чистый иноходец, только что не ржет! Сильный оказался: весь маршрут «проскакали» без перерыва.
– Так неудобно же! – восклицает кто-то из слушателей.

– А кому сейчас легко? Зато сняли, и еще как! А на съемках «Гибели империи», помню, у Хотиненко была большая режимная съемка. Мы с Балуевым готовимся ловить преступников, а пистолеты на площадку не привезли. Рядом со съемочной площадкой магазин игрушек. Мы туда. А там все пистолеты красного цвета. Но снимать-то надо! И тогда Хотиненко сам выстругал нам подобие оружия из деревяшки, получилось очень похоже. Так мы с деревянными пистолетами и бегали – никто ничего не заметил.

 

Жених весел не бывает!

Начинаются съемки. Михаил Боярский появляется с невестой.

– Мне веселиться? – спрашивает у режиссера.

– Жених весел не бывает! – констатирует Бортко.

– А целоваться как? По-христиански или…

– Или. Начали!

И вновь репетиции, одна за другой. Комнатка небольшая, народу много, душно. В очередные семь минут отдыха Анна Ковальчук прямо в роскошном платье присаживается на пол – устали!

Лиза Боярская в ожидании своих сцен сидит в джинсах и меховом жилете с ноутбуком. Она уже загримирована, на голове прическа по моде XVIII века. О своей героине говорит:

– У княжны уникальный характер, она невероятно образованна, самостоятельна. В свои молодые годы не уступала царице ни в чем. За это ее и полюбил Петр.

Бортко, воссоздавая эпоху Петра, обещает строго следовать исторической правде:

– Я не уверен, что это будет гениальная работа, но уверен, что эта работа нужна.

…И вот князь Кантемир в который раз рассказывает Меншикову о прелестях и чудодейственных свойствах некоего индийского снадобья, тот пробует…

– Вы забыли дать команду «Мотор!», – тихо говорит Владимиру Бортко его помощник Артем.

– Точно. Извините! А темп хороший был… Вообще все хорошо было. Жаль… Ладно, еще раз снимем. – Режиссер невозмутим. И все начинается снова.

Анна АБАКУМОВА, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter