Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как происходит поиск донора костного мозга и что нужно знать тому, кто решил им стать

Пять вопросов о терапии спасения

С тех пор как в медицине стали применять технологии трансплантации стволовых клеток, у пациентов с диагнозами, ранее считавшимися приговором, появился шанс на полноценную жизнь. В каких случаях не обойтись без операции, как происходит поиск донора костного мозга и что нужно знать тому, кто решил им стать? Об этом мы побеседовали с заведующей отделением трансплантации костного мозга РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии кандидатом медицинских наук Ниной Минаковской. 

– Нина Вячеславовна, при каких диагнозах показана трансплантация стволовых клеток?

– На первом месте стоят острые лейкозы – злокачественные заболевания крови. На втором – врожденные иммунодефициты, из-за которых прежде дети погибали на первом году жизни, а сегодня с помощью трансплантации мы можем спротезировать неработающую иммунную систему. Еще один диагноз – врожденная апластическая анемия, которая раньше приводила к стопроцентной летальности. Сейчас же при наличии родственного совместимого донора назначается пересадка костного мозга, после которой показатели выживаемости детей превышают 90 процентов. 

В среднем мы проводим 70-80 трансплантаций в год, из них около 30 аллогенных, когда стволовые клетки пересаживаются от донора – родственника либо чужого человека. 

– Как происходит поиск донора?

– Лечащий врач поднимает вопрос на комиссии по трансплантации, и если есть показания, начинается поиск донора. В первую очередь делается HLA-типи­ро­вание всей семьи. В очень редких случаях подходят родители, а самыми идеальными донорами могут стать родные брат или сестра. Если они не подошли, отправляем запрос в «Единый регистр трансплантации», в котором находится информация о более чем 55 тысячах потенциальных донорах гемопоэтических стволовых клеток. Когда нет подходящего кандидата ни в нашей стране, ни в России, обращаемся в немецкий регистр, где содержатся данные о восьми миллионах человек. Там мы находим до 70 процентов подходящих доноров.

– Сколько времени на это уходит?

– Поиск донора занимает минимум два месяца. Трансплантация – достаточно сложная процедура и в организационном плане, и для пациента. Чтобы подготовиться к пересадке, надо перенести тяжелую химиотерапию либо тотальное облучение тела. 

Немало времени занимает процесс приживления пересаженных клеток. Донорская иммунная система созревает в организме в течение года, и пациенту нужно соблюдать строгие правила. 

Но все это оправданно, и трансплантологию не случайно называют терапией спасения: для тяжелобольных – это шанс вернуться к полноценной жизни. 

– А через что проходит донор?

– Есть два источника трансплантата – костный мозг и периферические стволовые клетки. Забор костного мозга происходит под общей или спинальной анестезией: два врача из задней подвздошной кости специальными иглами набирают костный мозг. Максимально допус­тимый и безопасный объем забирае­мого материала – 20 мл на килограмм веса донора. Побочным эффектом может быть дефицит железа крови (это исправляется диетой и препаратами) и небольшая боль в области проколов, которая проходит на следующий день.

Если мы берем трансплантат из периферической крови, то предварительно несколько дней вводим донору колониестимулирующие факторы – гормоны, отвечающие за образование клеток в костном мозге. А дальше донор идет на аферез: сепаратор проворачивает кровь, собирая стволовые клетки в отдельную емкость. В этом случае человек может ощущать слабость и гриппоподобное состояние, но симптомы быстро исчезают. 

– О чем важно знать, решаясь на такой шаг?

– Нужно быть ответственным и понимать, что ваши клетки могут понадобиться любому пациенту. Да, вы имеете право отказаться от донорства, но лучше это сделать сразу, чтобы врачи успели найти другого кандидата. Быть донором гемопоэтических стволовых клеток – это не страшно, не больно и безопасно для здоровья. Но самое главное – вы можете спасти жизнь человека. 

Без лишних раздумий 

Чуть меньше года назад врач-педиатр 19-й детской поликлиники Минска Владислав Полещук стал донором стволовых клеток: 

– Когда учился в БГМУ, нам предложили сдать кровь и пополнить реестр доноров – вдруг кому-то понадобится помощь? А прошлой весной рано утром раздался звонок: мне сообщили, что мой фенотип подошел реципиенту и нужно провести дополнительные исследования. Конечно, я сразу согласился. 


Владислав не бравирует – недели две он волновался. Но страх прошел после обследования: 

– Убедившись, что я подхожу реципиенту, врачи положили меня в палату и в течение нескольких дней с утра вводили препарат, увеличивающий число нужных клеток. Когда их стало достаточно, меня взяли на операцию: присоединили катетеры, и четыре часа аппарат качал кровь, отбирая из нее стволовые клетки. Это не больно, просто нужно долго лежать. Трансплантат отвезли в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии, пересадили реципиенту.

Из больницы донора выписали достаточно быстро:

– Сразу после процедуры чувствовал слабость, но она прошла через два часа. Сутки меня понаблюдали и отпустили домой. А еще через день я пошел играть в футбол. 

Кому именно он помог, Владислав не знает:

– Это медицинская тайна. Известно только, что реципиент – мальчик. Спустя две недели я поинтересовался, как ребенок себя чувствует. Мне ответили, что трансплантация прошла хорошо, но о результатах можно судить только спустя длительное время. 

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Анна Харькова, инженер-проектировщик, Минск:

– Донорство – дело благородное, и я искренне восхищаюсь людьми, которые готовы помочь другим победить тяжелую болезнь. Но мне кажется, из-за отсутствия подробной информации в обществе складывается мнение, что сдача стволовых клеток и костного мозга – сложная и опасная процедура. Даже прививки от гриппа многие боятся делать, опасаясь последствий для организма. Что уж говорить о более серьезных манипуляциях, которые предстоит пройти потенциальному донору. Если бы чаще рассказывали о том, как происходит изъятие стволовых клеток, что для этого не всегда нужно делать общий наркоз, а здоровье не подвергнется большому риску, то добровольцев стало бы больше. Подобную социальную рекламу надо размещать в поликлиниках, университетах, на предприятиях. У нас много неравнодушных людей, которые помогают другим, участвуют в волонтерских проектах или перечисляют деньги на благотворительный счет. Но не каждый знает, что можно спасти ребенка или взрослого, поделившись стволовыми клетками. Да, вероятность, что фенотип подойдет реципиенту, не так высока. Но пусть лучше такой шанс будет. 

КСТАТИ

Чтобы попасть в регистр доноров, нужно позвонить по телефону (017) 277–18–22 и в назначенный день прийти по адресу: Минск, ул. Семашко, 8. Во время сдачи крови пациент дает согласие на использование данных при подборе донора. При полном совпадении с фенотипом реципиента назначают дополнительные обследования и в случае положительного результата на несколько дней госпитализируют в стационар. За сдачу стволовых клеток положены больничный лист и денежная компенсация на восстановление здоровья.

zubkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter