Сегодня в Минске завершается «Петербургский театральный сезон»

Пять вечеров

Сегодня в Минске завершится XII Международный фестиваль «Петербургский театральный сезон», который кочует по разным городам мира и вот наконец заглянул по–соседски и к нам на огонек. Белорусские зрители увидели пять разноплановых постановок. Из огня да в полымя и обратно, со всеми остановками.

Сцена из спектакля «Толстого нет».

Не знаю, может ли вслед за Флобером режиссер спектакля «Мадам Бовари», открывавшего проект, Андрей Жолдак сказать: «Мадам Бовари — это я»? Громогласный потомок древнего украинского рода Тобилевичей, родственник Андрея Тарковского энергично перелопатил шедевр Флобера, устроив и артистам, и зрителям форменную головомойку. Сказать, что Жолдак копает глубоко, это не сказать ничего. Он копает рядом, иногда — в противоположную сторону, часто — непонятно, с какой целью: то ли ищет живительную театральную воду, то ли роет кому–то могилу. «Вынос мозга» — так сами питерцы охарактеризовали его сценическую фантазию. Наверное, не страшно. Главное, чтобы было что выносить.

Ничего общего со стройным романом Гюстава Флобера спектакль, поставленный Жолдаком в весьма традиционном театре Рудольфа Фурманова «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, не имеет. Тут сразу две Бовари: одна из них живет в современном Санкт–Петербурге, вторая по–прежнему задыхается в своем затхлом мире французской провинции.

Если кто не в курсе, режиссерские антенны Жолдака работают с космосом напрямую. Для него всегда важны переклички с Андреем Тарковским. В его спектакле «По ту сторону занавеса» можно было найти космические мотивы «Соляриса». В «Мадам Бовари» комната напоминает неуютное жилище персонажей «Сталкера». Бовари в самозабвенном исполнении актрисы Елены Калининой постоянно рвется на воздух, все время распахивает окно, из которого к ней периодически вплывает демоническая лиса.

Тотальная воспаленность всех чувств и реакций, избыточная утрированная моторика, театральный психоз и повышенные тона, доходящие до истерики, — доминанты спектакля, в котором классная сборная команда питерских актеров работает на пределе. Белорусский зритель, увы, активно покидал зал, прижав покрасневшие от радикализма Жолдака уши. В одной из сцен замечательная молодая актриса БДТ Полина Толстун, исполняя песню, бросила уходившим в спину: «Ну куда же вы уходите?» Экспромт высшей пробы. Главный вывод после сюрреалистического террора «Мадам Бовари»: женская душа по–прежнему потемки. Что во французской провинции, что в современном Петербурге.

На другом полюсе — спектакль «Толстого нет» в постановке Дениса Хусниярова театра «Приют комедианта» по пьесе Ольги Погодиной–Кузьминой с удивительной Ольгой Антоновой в роли жены Толстого — Софьи Андреевны. Пример интеллигентного, литературоцентричного, вдумчивого театра, где главенствует слово, а не визуальные трюки. Толстой действительно в спектакле Хусниярова не появляется. В финале мы видим лишь его удаляющуюся спину на большом экране.

Пьеса была написана специально для Антоновой, актрисы штучной, аристократичной до кончиков ногтей и ресниц, реализовавшей себя и в театре, и в кино. Ольга Сергеевна сыграла в таких разных фильмах, как «Почти смешная история» Петра Фоменко, «Астенический синдром» Киры Муратовой и «Цареубийца» Карена Шахназарова. По словам актрисы, в ее игре и внутреннем посыле много личного отношения к жене великого писателя. «Толстого нет» — попытка трезво взглянуть на тех, кто прожил жизнь рядом с автором «Анны Карениной» и «Войны и мира».

История Льва Николаевича и его семейства по–прежнему волнует нас. Снова, как и после спектакля Миндаугаса Карбаускиса «Русский роман», фильма Авдотьи Смирновой «История одного назначения», нам, златокудрым потомкам, есть о чем подумать. В драме семьи Льва Николаевича и его семейства мы, наверное, снова и снова пытаемся найти ответы на свои вопросы, анализируем свои отношения с близкими людьми. И если уж в Моссовете, простите, в Ясной Поляне не все было до конца понятно, а домашние не могли найти общего языка, то какой уж с нас, простых смертных, спрос.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter