Пять событий

глазами председателя президиума Национальной академии наук Михаила Мясниковича
глазами председателя президиума Национальной академии наук Михаила Мясниковича

Установлены доплаты за ученые степени и звания

Ученые у нас сегодня живут небогато: средняя зарплата в районе 300 долларов. Так что соответствующий указ Президента в научной среде восприняли с большой благодарностью.

Особенно это важно в плане поддержки талантливой молодежи, обновления кадров в науке и образовании. Ни для кого не секрет, что престиж профессии во многом зависит от материального фактора. Теперь у молодых людей появляется хороший стимул к серьезной работе в науке, в высшей школе, к повышению своей квалификации. Решение, нужно сказать, было принято очень своевременно. Увы, нельзя сказать, что в Академию наук сегодня стоит очередь молодых специалистов. Старение кадров помноженное на «утечку мозгов» представляет для нас серьезную проблему. Тем же, впрочем, обеспокоены и другие научные центры. Даже такие благополучные в финансовом отношении, как США и Евросоюз. В Соединенных Штатах ощущается нехватка собственных кадров. Они «перекупают» молодых ученых из Европы. ЕС в ответ увеличивает финансирование собственной науки. Россия начала вкладывать значительные средства в создание так называемых наукоградов. Белорусские ученые высоко котируются в мире, и наши таланты, откровенно говоря, сманивают. Ничего не поделаешь — идет жесткая борьба за интеллект. Поэтому мы тоже должны бороться за свои ценные кадры.

Открылся интернет–сайт I съезда ученых

Научное сообщество Беларуси готовится к своему первому в истории форуму. У нас в академии работает более 500 докторов наук и около 2.000 кандидатов. А всего по стране в научном секторе занято более 30 тысяч человек. Съезд — это своеобразный мозговой штурм. Один из главных вопросов, который будем рассматривать, — это инновационное развитие и роль ученых в этом процессе. В Беларуси принята соответствующая программа до 2010 года. Она очень амбициозная и нас, ученых, касается непосредственно. Планируется создать около 100 новых производств и предприятий. Более 300 будут подвергнуты глубочайшей модернизации. Так вот, 80 процентов всех объектов будет создано на основе отечественных научных разработок.

Такой масштабной конверсии науки не было в новейшей истории. Реформа уже подходит к концу. Наука сориентирована на прикладные исследования, структурно и тематически. В этом году мы переходим на создание крупных научно–практических центров. Съезд оценит все эти перемены и наметит дальнейшие пути развития.

Рассмотрен архитектурный проект застройки Парка высоких технологий

ПВТ — это крупнейший инвестиционный проект. По подсчетам, стоимость застройки в Уручье — порядка 400 миллионов долларов. Это будет мини–город. С большой офисно–производственной частью, где будут работать специалисты в области информационных технологий, а в перспективе также био–, нанотехнологи, материаловеды. Будут представлены и другие перспективные направления. В ПВТ создадим социально–культурные объекты, построим жилье для сотрудников Парка. К слову, важная особенность ПВТ — это принцип экстерриториальности. То есть резидент не обязательно будет находиться в Минске, он может быть и из другого города.

Белорусский Парк высоких технологий не будет копией «Силиконовой долины». Создавая его, мы пытались аккумулировать лучший мировой опыт — не только американский, но и стран Юго–Восточной Азии, Финляндии и т.д. Какого–то универсального плана, приемлемого на все случаи жизни, не существует. Нельзя механически собрать всех IT–производителей под одной крышей и сказать: «Вот это — Парк высоких технологий». Успеха добивались только те страны, которые находили собственное решение. Французы и немцы попытались создать свои «Силиконовые долины», но, насколько мне известно, не преуспели в этом. Мы сейчас активно работаем над идеей, если хотите, идеологией ПВТ.

62–я сессия Генеральной Ассамблеи ООН

Все внимание было приковано к перепалке американского и иранского президентов в Нью–Йорке. Но, на мой взгляд, есть целый ряд глобальных проблем, которым ООН не уделяет достаточно внимания. Например, бедность. Миллионы людей не имеют денег на кусок хлеба, в то время как в странах так называемого золотого миллиарда население имеет сверхдоходы. И наши исследования, и работы зарубежных ученых показывают, что эта пропасть растет. Это плохо. Кроме того, посмотрите, сколько на планете различных неурегулированных конфликтов — территориальных, национальных, конфессиональных. Вопросу вмешательства одних государств во внутренние дела других, полагаю, также не уделяется достаточно внимания. Это нельзя замалчивать.

Падение доллара в отношении евро

Доллар — это символ сильной экономики. Принижать значение американской экономики неправильно. Это огромный сегмент мирового производства товаров и услуг. Так что если за океаном случится какой–нибудь системный кризис, то могут пострадать и другие. Впрочем, я не склонен драматизировать ситуацию. Падение доллара по отношению к евро говорит в первую очередь о том, что цена американской валюты не была объективной, как и, возможно, экономический потенциал в целом. Проще говоря, когда–то напечатали долларов больше, чем надо. Пользовались своим монопольным положением. Теперь, когда появилась другая мировая валюта — евро, США пожинают плоды прежней валютно–денежной политики. Нам нужно внимательно следить за колебаниями на валютных рынках, поскольку у нас открытая, экспортно ориентированная экономика. Ученые Академии наук также занимаются этими вопросами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter