Путешествие... вдогонку

Витебская учительница Оксана Барейша воспользовалась услугой туристической фирмы и ...пережила сильнейший шок. Автобус, на который был приобретен посадочный талон, ей пришлось догонять на маршрутном такси.
Оксана впервые выезжала в Западную Европу, а конкретнее — в Бельгию, к друзьям, и решила сэкономить время и деньги, то есть ехать автобусом, хотя бронирование ж/д билетов он-лайн пленила ее своей простотой. Знакомые подсказали, что турфирма “Кобзар” является агентом столичной компании “Интеркарс Европа” и забронировать место в автобусе можно прямо в Витебске. Более того, оказалось, что по вторникам автобус, следующий до Брюсселя, заходит на автовокзал областного центра. Оксана заплатила 100 тысяч белорусских рублей фирме при бронировании места, и на посадочном талоне ей написали сумму, которую необходимо будет отдать за билет в автобусе — 85 евро. На всякий случай предупредительные сотрудники написали еще и мобильный телефон для связи.
— Я приехала на вокзал раньше указанного времени, — рассказывает пунктуальная Оксана Валерьевна. — Но ни в 10, ни в 11 часов автобус не появился. Я начала звонить по указанному телефону. Мне ответили из филиала компании в Санкт-Петербурге. Там что-то выясняли и в результате сообщили, что мой автобус уже в 100 километрах от Витебска и что нужно срочно выезжать в Минск, где будут ожидать. Брюссельский автобус я ожидала не одна, таким же обманутым пассажиром оказался витебчанин Георгий. Хорошо, что в 12.50 отправлялось маршрутное такси Витебск—Минск и еще были билеты.
Такое невезучее начало путешествия оставит неприятный осадок в душе любого человека. Оксана долго приходила в себя, оказавшись в салоне долгожданного автобуса, который в Минске она, к счастью, догнала. Стресс, да и только. Вернувшись домой, витебчанка обратилась в фирму “Кобзар” с просьбой возместить причиненные ей неудобства и расходы. Витебский агент тут же переадресовал требования гражданки на головной минский офис компании “Интеркарс Европа”. В письме, присланном из “Кобзара” на адрес редакции, по поводу такого решения сказано следующее: “Со стороны турфирмы “Кобзар” никакой вины в произошедшем нет, нами сделано все возможное для урегулирования ситуации. Наша фирма, являясь субагентом компании “Интеркарс” по продаже автобусных билетов в Европу, реализовала билет по маршруту Витебск — Брюссель гражданке Барейша Оксане с выездом из Витебска 18 июля 2006 года. Данная пассажирка по независящим от фирмы “Кобзар” причинам не смогла сесть в автобус из Витебска и добиралась до Минска на маршрутном такси самостоятельно, догоняя автобус... По прибытии из Брюсселя Оксана Барейша обратилась к нам с устной просьбой возместить стоимость проезда из Минска до Витебска и помочь разобраться, почему автобус “Интеркарса” не зашел на посадку в Витебск. Наша фирма помогла составить заявление на имя генерального директора компании “Интеркарс” и оформить все необходимые документы. Оксана Барейша выразила нам благодарность за оказанную помощь. На том наше общение закончилось”...
Что ж, наверняка витебская фирма и вправду сделала все от нее зависящее: ведь она в этой “билетной” истории всего лишь субагент, продавший проездной документ. Но почему же все-таки автобус не появился в Витебске? Ответ на этот вопрос Оксана Валерьевна получила в письме из офиса фирмы “Интеркарс” — компания засвидетельствовала свое почтение горемыке-пассажирке незамедлительным письменным ответом. В первую очередь заявительнице подробно разъяснили, почему “прибытие автобуса несколько раньше запланированного времени менее ощутимо для пассажира, чем его опоздание”. “Фактом, заслуживающим особого внимания, является то, что опоздание автобуса в пункт прибытия может повлечь для пассажиров отмену их дальнейшей поездки по заранее запланированному маршруту рейсами других компаний, на которые у них приобретены или забронированы билеты, и соответственно материальные потери...” А в том, что Оксану и ее попутчика не забрали из Витебска, виноват, оказывается, технический прогресс: “По техническим причинам (сбой в компьютерной программе бронирования) информация о том, что из Витебска следует пассажир (пассажиров было все-таки двое. — С.Д.), до перевозчика доведена не была, в связи с чем Вам пришлось догонять автобус на маршрутном такси. Расходы, затраченные на оплату такси и провоз багажа, подлежат возмещению в полном объеме, в сумме 25260 руб. и 1700 руб., согласно представленным подтверждающим документам.
Выражаем вам и вашим близким свое искреннее сочувствие в связи с возникшими проблемами. Убедительно просим вас принять наши извинения. Кроме того, в счет компенсации причиненных неудобств предлагаем вам бессрочную единовременную 10%-ную скидку на билет, приобретаемый или бронируемый в нашей компании, что значительно снизит ваши расходы в будущем. Компенсацию понесенных расходов вы можете получить по адресу (указан точный адрес в Минске. — С.Д.), предварительно согласовав время и дату с юристом компании...”
Казалось бы, конфликт улажен: помощь оказана, извинения получены, компенсация обещана... Только вот получить эту самую компенсацию (а это, напомним, стоимость проезда на маршрутном такси из Витебска в Минск) Оксана Валерьевна может только в минском офисе, это значит приехать за деньгами в Минск и уехать с ними обратно в Витебск... “Получается, поездка за такой компенсацией станет в два раза дороже фактически полученной суммы, разве это не издевательство? — говорит учительница. Зарплата у нее не такая большая, чтобы кататься из областного центра в столицу из-за удовлетворения самолюбия и чувства справедливости (ведь в материальном плане, как вы поняли, ей прибыли “не светит”).
Все было бы намного проще, если бы деньги выплатили Оксане в Витебске. Понятное дело, что должна ей их, по сути, другая организация — минская. Но ведь доверяет же она витебскому субагенту бронировать (заметим — не бесплатно) билеты на свои автобусы. С двадцатью семью тысячами тоже бы как-то разобрались... Может быть, такой простой выход из довольно нелепой ситуации просто не пришел никому в голову? Тогда считайте это подсказкой от нашей газеты...

Комментарий юриста:
— В связи с тем что пассажиру услуги оказаны ненадлежащим образом и в семидневный срок его требования не удовлетворены, он имеет полное право обратиться в суд за защитой своих интересов, — считает витебский адвокат Валентина Костенко. — В данном случае мы можем руководствоваться Законом “О защите прав потребителя” и потребовать компенсацию морального вреда. Моральный вред оценивается судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда с учетом разумности и справедливости. При нарушении сроков удовлетворения требований потребителя исполнитель еще выплачивает за каждый день просрочки неустойку. Клиент может предъявлять претензии как к витебской фирме как продавцу услуг, так и к минской компании как непосредственному исполнителю. В законе четко прописаны требования по соблюдению сроков удовлетворения требований потребителя. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter