Путешествие в рай

Разговор с художницей Светланой Катковой

Один коллекционер, умный и проницательный, рассказывая мне о сюжете иконы «Благовещение», высказал интересную мысль: «Женщина всегда должна работать». И в подтверждение своих слов показал старинную икону с изображением девы Марии. Когда появился ангел, то Мария держала в руках веретено. На следующей древней иконе с тем же сюжетом Мария стояла у колодца и набирала в кувшин воду...


Разговор с одной из моих любимых белорусских художниц Светланой Катковой начался с рецепта приготовления пирога с яблоками, того самого, который стоял в центре большого стола.


Украшали стол чашки и тарелки, расписанные хозяйкой дома. Других таких не найдешь. Вообще, можно на сто страниц описывать все, что находится в ее доме, и сам дом. И не опишешь, слов не хватит, сравнений, метафор...


А нарисовать можно... Быстро и красиво. Что Светлана и делает. Дом огромный, деревянный, а Светлана маленькая, миниатюрная. Она старше меня, но называть художницу по отчеству как–то язык не поворачивается. Слишком она необычная, ну не такая, как другие. И украшения на художнице уникальные, собственными руками сделанные — неповторимые. Как и ее картины, рисунки, акварели. Как все, что Светлана Каткова делает.


Вы представляете, какой он, рай? Как там все устроено? Если не представляете, то смотрите картины Светланы Катковой. Наверное, он такой. Где все понятно, светло, где ничто не напрягает. Где голоса и звуки чистые, а помыслы светлые. Где яблоко — это яблоко, а у каждого цветка свой голос–запах и, конечно же, цвет...


Светлана даже говорит несуетно.


— Да, мое детство прошло в бараке. Мы с теткой ходили на Червенский базар. Там, по дороге, стоял небольшой красивый домик. Говорили, что в нем генерал живет. Веранда, несколько цветных стеклышек. Когда я на него смотрела, то мечтала, что когда–нибудь буду жить именно в таком домике.


А в 1956 году отец начал строить этот дом. Я благодарна ему. Построить в то время такой дом — подвиг.


Отца уже тридцать лет нет, а я стараюсь все это поддерживать и сохранять, ремонтировать. Зачем? Да чтобы потом детям и внукам передать. Хотя у каждого художника свой мир. Вот рассказывали, что Фаворский — замечательный русский график — свои гравюры в постели вырезал. А это, между прочим, иллюстрации к «Книге Руфь»... Так что все находится внутри человека.


Я обвожу взглядом большую гостиную. Множество вещей, любовно собранных хозяйкой, картины, пианино, рояль, скульптурки...


И задаю вопрос:


— Света, а вы могли бы уехать в другую страну?


— Ой, мне так дома хорошо... Хотя путешествовать очень люблю. Это же здорово, когда уезжаешь и обо всем забываешь. Вот то время ругают, а какие были прекрасные поездки. На 40 дней ты едешь на пленэр. На всем готовом. Столько друзей, столько художников интересных, разных... В Болгарии была, в Югославии... А в Париж пока никто не приглашал. Да и дом оставлять не хочется, это сдерживает.


А если честно, то мне так дома хорошо, что я никуда не хочу.


— Сейчас легче быть художником, чем в СССР?


— Нет... Сейчас многое делается на потребу. Мне жаль молодых людей... Им приходится самим находить заказчика, договариваться и делать ему в угоду. А раньше был «суд», художественный совет. Была коллегия, состоящая из опытных людей, которые и сами многое умели. Сейчас в искусстве беспредел полный. Раньше каждый знал свое место. А сейчас, если у тебя есть деньги, то ты можешь снять любой зал, выставить там свои работы. Раньше подобное было недопустимо. Тогда очень большое значение имела профессиональная сторона. Но это пройдет. Так не может быть и не должно, когда все на продажу.


Я вот часто вспоминаю директора нашего художественного музея Елену Аладову. Она ведь отслеживала всех талантливых художников, начиная со студенческой скамьи. Музей закупал все самое лучшее и интересное... А сейчас? Вот Борис Заборов подарил свою картину музею. Но это — подарок, а закупки в последнее время очень скромные. Талантливому художнику сложно выжить. Талант ведь не любит, да и не всегда умеет приспосабливаться.


— Света, а кто любимый художник?


— На первом месте стоят иконы. А из художников самый любимый Михаил Врубель. У меня к нему удивительное отношение. Это гениальный художник. Это просто чудо... Его сирень и Демоны меня потрясают.


А из поэтов люблю Пушкина и ставлю его выше всех.


Если бы предложили иллюстрировать, то я бы делала детские книги. Мне кажется, что это сейчас очень нужное дело. Детей необходимо направлять. Ведь от хороших и красивых книг даже больной ребенок будет поправляться быстрее. И воспоминание светлое на всю жизнь в душе останется.


Живопись — это музыка. Мелодия. Даже смена времен года чудесна.


А картина начинается, как говорила Ахматова, с мелочей. Однажды ехала в Гродно и случайно увидела пейзаж. Мельком. Запорошенное поле, овцы и пастух в капюшоне. Меня так поразила схожесть пастуха с ангелом, что я написала на эту тему холст. Выставила его в Москве, и картину сразу приобрели.


— Какие самые любимые цветы?


— Полевые. Колокольчики очень люблю. Это, наверное, от отца. Я все цветы писала и рисовала.


Огромные куранты в темном деревянном корпусе отбивают каждые полчаса. Они тоже неотъемлемая часть дома. Часть творчества Светланы Катковой. Часы торопят жить.


Чужая душа — потемки. Глаза — зеркало души. Наверное, это правильные пословицы. Да вот только относятся ли они к художникам? Картины — зеркало души художника. И только по ним можно судить о творчестве.


Сергей ВАСИЛЬЕВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter