Путешествие Каштанки

Драматические театры редко ставят спектакли для детей. Они предпочитают играть какую-нибудь удачную сказку десятилетиями. А тут Русский театр имени Горького порадовал «Каштанкой», которая оказалась одинаково интересной детям и взрослым

Драматические театры редко ставят спектакли для детей. Они предпочитают играть какую-нибудь удачную сказку десятилетиями. А тут Русский театр имени Горького порадовал «Каштанкой», которая оказалась одинаково интересной детям и взрослым. 

 Дебютировал на академической сцене столицы известный кукольник Алексей Лелявский. Он возглавляет Государственный театр кукол, с успехом ставит спектакли в России, Польше, Германии, Словении, получает награды на международных фестивалях. В театральной среде шли и продолжают идти жаркие споры вокруг его оригинальных версий чеховского «Вишневого сада» и «Чайки». И вновь труднейший Чехов. На этот раз маленькая повесть «Каштанка» из нашего детства. 

Проработав с куклами почти 30 лет и постоянно размышляя над связью живого (человек) и неживого (кукла), мастер многое знает о жизни и людях. Давно усвоил для себя простую истину: надо быть искренним, тогда тебя обязательно поймут. Поймут артисты, зрители, критики, близкие люди. Как понимаем мы детей, которые еще не научились хитрить и не успели, как Каштанка, поделить человечество «на хозяев и заказчиков». Наверное, это и есть концепция спектакля: «Хозяев мало, заказчиков много». 

Девочка-собачка — Каштанка (Елена Стеценко) — это смешной подросток и одновременно длинная рыжая такса. Перевоплощение людей-актеров в кукол-животных – привычная игровая стихия со времен театральной учебы. Занятие столь же забавное, сколь и трудное. Обычно артисты изучают и передают повадки зверей. Тут все это надо передать игрушке: гусю, коту, свинье и сыграть с ними на пару. 

Кукольный театр давно вторгается во владения взрослых. Считается, что кукла может быть выразительнее человека, потому что она абсолютно свободна и непредсказуема. Но на самом деле ею все равно управляет человек. Она в его распоряжении. 

Чеховская «Каштанка» в театре стала произведением многомерным по смыслу и простодушным по форме. История, рассказанная от имени Каштанки, что-то очень детское, светлое, наивное, не утяжеленное знаниями и опытом. Даже хозяева и заказчики живут в ее мире без вражды и агрессии. Все со всеми связаны интересом и взаимной выручкой. К тому же над жизнерадостной театральностью властвует юмор. 

Алексей Лелявский в работе с драматическими актерами с наслаждением использует их пластические и голосовые возможности, по чему так истосковался в собственном коллективе. Режиссер придумывает веселые интермедии и объединяет  простое размышление о жизни с эстетическим изяществом. Так сильно выпивающий Столяр (Виктор Гудинович) сохраняет человеческое достоинство, а загадочный Незнакомец (Андрей Душечкин), хоть и работает Клоуном, демонстрирует сдержанную интеллигентность. 

В сценографической конструкции, придуманной Татьяной Нерсисян, чувствуется влияние театра кукол. Там любят окошки, ниши, передвижения на разных уровнях. Зато музыкальное оформление с величественной молитвой «Боже, прости…» возвращает к образу алтаря, человеческого одиночества, покаяния за совершенные грехи – всему тому, что привыкли ощущать в театре взрослых. 

Хороший и талантливый, добрый и вдохновляющий спектакль появился в Русском театре. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter