Назарбаев заявил о возможности поиска альтернативного места проведения переговоров по Украине

Путаница в картах

Принятие Верховной радой Украины закона о реинтеграции Донбасса существенно изменило дорожную карту урегулирования. Теперь, с признанием радой «временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей», многие вопросы трактуются по–другому, но неизменным остается один: а что будет с людьми, остающимися в зоне конфликта? Даже западные обозреватели пришли к выводу, что в документе очень мало говорится о самой реинтеграции, людях или мире, он более декларативный. Следовательно, значение практической работы отныне только возрастает. Никуда не денутся проблемы, касающиеся обмена пленными, обеспечения безопасности и необходимых условий для гражданского населения в зоне конфликта. Именно эти вопросы будут в приоритете в работе контактной группы в Минске в этом году. Более того, спецпредставитель ОБСЕ в трехсторонней контактной группе Мартин Сайдик выразил надежду, что текущий год станет решающим в выполнении соглашений по Донбассу.


По итогам заседания в Минске в этот четверг Сайдик заверил, что контактная группа «остается единственным постоянным форматом по урегулированию ситуации на востоке Украины», а участники переговоров продолжат работу.

На этом фоне весьма неожиданно прозвучало заявление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о возможности поиска альтернативного места проведения переговоров по Украине. По его словам, во время встречи с президентом США лидеры двух стран обсуждали вопрос о том, что, мол, «Минск–1» застопорился, теперь нужен «Минск–2». Назарбаев дал понять, что вместо Минска встречи переговорщиков могут проводиться в Астане.

Оставим в стороне небольшую путаницу в этом диалоге, а именно: «Минск–2» уже давно существует, это и есть заключенное в Минске в феврале 2015 года второе минское соглашение — документ, согласованный руководителями Германии, Франции, Украины, России в формате «нормандской четверки» и подписанный контактной группой.

Важнее другое. Переговоры по Украине можно перенести хоть в Антарктиду, если будет уверенность в их успехе. Так министр иностранных дел Владимир Макей прокомментировал заявление о возможности поиска альтернативного места проведения переговоров по Украине. В МИД считают, что вряд ли что–либо зависит от места проведения переговоров.

«Стоит напомнить, что не Беларусь напрашивалась в качестве площадки для проведения переговоров по Украине, а руководители стран «нормандской четверки» высказали просьбу к Президенту Александру Лукашенко принять у себя участников встреч по урегулированию украинского конфликта», — передает слова министра иностранных дел Владимира Макея пресс–служба.

Министр отметил, что, в отличие от других, Беларусь за лаврами миротворца не гонится.

«Но это конфликт в нашей семье, в нашем регионе, и мы кровно заинтересованы в его разрешении. Мы — не участники переговоров, но Президент Беларуси неоднократно предлагал различные варианты урегулирования этого кризиса, в том числе выказывал готовность обеспечить контроль белорусскими миротворцами украинско–российской границы и линии соприкосновения», — сказал Макей.

И это очень важный аргумент, почему переговоры ведутся здесь и сейчас. Для Минска, так же, как и для Берлина, Парижа, это не «чужой», а тем более не удаленный от собственных границ конфликт, о котором можно рассуждать чисто гипотетически. Это крупнейший вызов европейской безопасности в новейшей истории, который европейцы должны решать сообща. Для Казахстана, кстати, куда актуальнее исламистская угроза со стороны филиалов ИГ в Средней Азии.

Вообще же критерий при выборе места переговоров может быть только один — если будет уверенность в их успехе. Но для появления этой уверенности надо, как справедливо заметил министр, чтобы все вовлеченные в этот конфликт стороны, а также якобы «сторонние», но весьма заинтересованные государства были искренне нацелены на прекращение кровопролития.

romanova@sb.by

P.S. МИД ФРГ считает важным достижение прогресса в выполнении минских договоренностей, а не обсуждение места проведения дальнейших консультаций. Об этом заявил вчера на брифинге в Берлине представитель МИД ФРГ Райнер Бройль. В Кремле также считают важнее приверженность минским договоренностям, чем выбор места обсуждения мер урегулирования в Украине. Об этом заявил журналистам пресс–секретарь Президента России Дмитрий Песков.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter